Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Образование

Школа без границ: восемь лет опыта работы интегрированных классов в витебской СШ № 18 им. Евфросинии Полоцкой

Сегодня 1686 мальчиков и девочек с разными проблемами в развитии и состоянии здоровья обучаются в 844 интегрированных классах школ области. Корреспондент «ВВ» побывала в витебской СШ № 18 имени Евфросинии Полоцкой, где они функционируют на протяжении восьми лет.

Найти общий язык

 
– В школе сегодня 19 таких ребят – в четырех классах на первой ступени образования и в трех классах – на второй, – рассказывает директор СШ № 18 Константин Шухлев. – С первого дня педагоги нацелены на работу в таких классах, проходят курсы переподготовки, пять высококвалифицированных учителей-дефектологов легко находят с детьми общий язык. В классах неполной интеграции работают учителя-предметники, большинство из которых имеют дефектологическое, специальное образование либо окончили курсы, что позволяет им качественно проводить занятия.

Менталитет — «наше всё»

С такой точки отсчета, как взаимоотношения между родителями ребят, начинается «наше всё». Администрация приходит на родительские собрания, заранее готовит мам и пап к тому, что в классе будут учиться один-два ребенка с иным мировоззрением и складом ума.

– Все люди разные, и порой им нелегко договориться между собой, но практика показывает, и мы гордимся этим, что за годы существования интегрированных классов в учреждении не было и, думаю, не будет жалоб на то, что школа не создает условий для развития и учебы детей – и тех, и других. Хотя трудности имелись, – признается директор школы. – На первых порах сложно было привыкнуть, что кто-то из учеников может закричать, повести себя необычно в отличие от других. А сейчас мы второй год подряд являемся опорным учреждением района и города по инклюзивному образованию.

Сегодня ребята с ОПФР, которые пришли 8 лет назад в СШ № 18, учатся в 7-м классе. Учебные программы и планы подразумевают, что они могут находиться в одном классе два года в зависимости от усвоения программы – в основном в начальной школе. И это не считается оставлением на второй год. Пока происходит адаптация, им не ставят отметок.

– Есть немало примеров, когда ребенок поначалу ведет себя скованно, но затем начинает свободно общаться, приучается здороваться, посильно участвует в жизни класса и школы, – говорит Константин Шухлев. – И вот уже в этом году трое наших учащихся принимали участие в областной олимпиаде для детей с особенностями развития и были отмечены благодарностями. Признаюсь, что еще 5 – 6 лет назад мы и предположить не могли, что они будут способны спокойно сидеть, думать, размышлять, отвечать. Выпусков таких ребят у нас еще не было. Говорить о конечном результате, на который все нацелены, еще рано, но процесс идет, и он внушает оптимизм.

Изменить образовательный маршрут? Реально!

 

Учитель-дефектолог Елена Мороз проводит нас в свой кабинет. В пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) ее получают дети с нарушениями устной, письменной речи, слуха и с трудностями в обучении. В специально оборудованном помещении для групповых и индивидуальных занятий организована предметная образовательная среда. Все пособия, дидактический материал подобраны и систематизированы с учетом возрастных групп. По каждому классу разработано учебно-наглядное пособие.
 

 

Вот необычная стена со множеством предметов – каждый элемент продуман, всё можно брать в руки и ставить на свои места. Здесь проходят лексические темы, предлоги, словообразование, словоизменение – выше-ниже, лево-право, антонимы – холодный-теплый, шершавый-гладкий, далеко-близко, синонимы... Вот овощи-фрукты. Всё тактильное, на мелкую моторику. Это для первых классов.

Еще одна стена. На ней дети могут, например, прорисовывать, а при этом и проговаривать дорогу домой. Изображают светофоры и перекрестки, говорят, где находится дом – слева или справа, как правильно переходить улицу. Повторяют с педагогами Правила дорожного движения. Рисуют школу, место, где она находится, называют точный адрес.

Ребятам с нарушениями, которые только пришли в школу, бывает очень тяжело, поэтому разработана адаптивная технология, в том числе и для детей с аутистическим спектром – это 9 онлайн-занятий. В отдельных кабинетах по три человека в классе, с ними работает педагог по специальной программе, подобраны тактильные дидактические пособия с особой цветовой гаммой.

Прошу рассказать, как на практике дети изменяются в этой среде. 

– Они лучше развиваются, появляются коммуникативные способности, – поясняет Елена Мороз. – Любой ребенок – либо с интеллектуальной недостаточностью, либо с нарушениями устной и письменной речи – адаптацию проходит легче. Ребята могут менять образовательный маршрут – некоторым в 4-м классе даже снимают диагнозы, и они продолжают обучение по программе общеобразовательной школы. А дети с интеллектуальной недостаточностью продолжают до 9-го класса обучаться по той же программе, как во вспомогательной школе. Все дети обучаемы, они социализируются, адаптируются, например, есть учащийся на второй ступени, который уже сам ездит домой. Он садится в маршрутку, платит деньги, ходит в магазин. У меня уже второй такой ученик в пункте коррекционно-педагогической помощи с кохлеарным имплантом, аппаратиком, вживленным в ухо. Дети прекрасно чувствуют себя в этой среде и ничем не отличаются от других.

 

Эту комнату любят все

Педагог-психолог Светлана Федоренко показывает релаксационную комнату. Ее могут посещать все дети без исключения и учителя в том числе. Здесь множество оборудования для расслабления: пузырьковые колонны, мягкое кресло, принимающее форму тела. Песочная терапия – для коррекции агрессии, тревожности, беспокойства: то, что ребенок не может выразить словами, он может нарисовать. И, конечно, песочная терапия содействует сплочению коллектива, когда создается общий рисунок. Здесь можно поиграть с водой, что также способствует взаимодействию и расслабляет. Вот уголок уединения в виде вигвама – в нем ребенок может побыть в одиночестве, почувствовать себя в безопасности. Любой человек при переутомлении или перегрузке хочет уединиться, отдохнуть, а дети с особенностями – вдвойне. Всё это и многое другое помогает уменьшить эмоциональное и физическое напряжение.
 

 

Им по жизни идти рядом

– В интегрированном обучении важными членами команды являются родители. С ними мы тесно сотрудничаем и взаимодействуем, – рассказывает учитель-дефектолог СШ № 18 Оксана Захаренко. – У нас учатся дети с психофизическими нарушениями, которые воспитываются в опекунских семьях. Устраиваем для них круглые столы. Работаем с родителями обычных мальчиков и девочек и детей с особенностями развития – недавно для них организовали встречу, во время которой они имели возможность задать друг другу вопросы. По большому счету не все родители принимают интеграцию. Доносим до них мысль, что детей надо социализировать, ведь им по жизни идти рядом. Школьники в интегрированном классе учатся поддерживать друг друга, общаться на равных. У ребят воспитываются гуманность, толерантность, готовность к взаимопомощи. Приведу пример: у нас на ПКПП обучалась девочка с ринолалией (дефект речевого аппарата). Она была очень закомплексованная, перенесла много операций, занималась с учителем-дефектологом, психологом. Стеснялась своего дефекта. Мы работали и с семьей, и с родителями других детей, ведь были и такие, которые говорили: «Моего ребенка с этой девочкой не садите!» Сейчас она достаточно хорошо раскрепостилась, учится в старших классах, с ней прекрасно общаются дети. Благодаря общей работе ее принимают не только ровесники, но и их родители.

Мнение

 

Рустам ХАЙДАРОВ, представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси:

– Вопрос инклюзивности, вовлечения детей с инвалидностью в общее жизненное пространство чрезвычайно актуален. На самом деле существует много барьеров, причем не только физических, но и на психологическом уровне. Нам еще немало предстоит проделать, чтобы общество было готово интегрировать детей с особыми нуждами в учебный процесс, в школу. То есть нам надо работать с вопросами стигмы и самостигматизации: со стороны одних – не навешивать «ярлыки», со стороны других – не избегать социальных контактов.

Справка "ВВ". В классах интегрированного обучения полной наполняемости не должно быть более 20 учащихся, сюда же включается определенное количество детей с особенностями психофизического развития. Согласно Кодексу Республики Беларусь «Об образовании» количество таких учащихся варьируется в зависимости от диагноза. В классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием кабинете с 3 – 6 учащимися с особенностями психофизического развития. Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создается, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в кодексе. Образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.

Фото из открытых источников, носит иллюстративный характер. 


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ