31 января - Всемирный день ювелира: попробовали создать обручальное кольцо

Печать

Вы знали, что в Витебском государственном технологическом колледже готовят специалистов по изготовлению ювелирных изделий? Мы побывали в мастерской колледжа и узнали, как создаются настоящие шедевры ювелирного искусства. Мастер производственного обучения Сергей Храмцов не только рассказал нам об нюансах ювелирного мастерства, но и показал «кухню» настоящей кузнецы ювелиров. Итак, на один день корреспондент «ВВ» стала подмастерьем и собственноручно изготовила обручальное кольцо.

 Как показал наш эксперимент, эта профессия требует от человека не только ловкости рук и точности глаз, но и творческого подхода, умения видеть красоту в простых вещах. Предполагает огромную трудоемкую работу, ведь плавка, литье, прокатка, отжиг, пайка, шлифовка и полировка и не только это – выполняются вручную.

Ювелиром быть может не каждый

 Если говорить об учащихся, то после 9 и 11 классов группы набирают по 10 человек. Распределение идет по всей республике, основные заказчики кадров – столичный ювелирный завод ZORKA, наше предприятие EGO-ART, а также частники. По словам Сергея Храмцова, который, к слову, 35 лет отработал в ОАО «Витрембыт», среди его учащихся есть и дети ювелиров, следовательно, в Витебске имеются целые семейные подряды. В колледже мастер трудится седьмой год и за это время подготовил более 120 специалистов.

 Но вернемся к нашему эксперименту. После инструктажа по технике безопасности мастер производственного обучения рассказал, что в колледже готовят специалистов, которые вручную могут изготовить ювелирное изделие от заливки металла до полировки. Ювелирное изделие – это не только кольца и цепочки, это броши, значки, подвески, часы, сувенирная продукция, брелоки и многое другое.

Важный момент, с драгметаллами в учебном заведении не работают, руку будущие ювелиры набивают на изготовлении изделий из латуни. По словам Сергея Храмцова, большой разницы между технологией изготовления изделий из золота или из латуни нет.

 – Настоящий ювелир должен обладать чувством прекрасного, – убежден мастер. – Работа с металлом предполагает определенные тонкости, поэтому ребята должны иметь минимальные слесарные навыки, усидчивость, спокойствие. Опять же, пайка – чувство температуры, как у сварщика, усидчивость, спокойствие, потому что и у опытного не всегда с первого раза может получиться. Ювелирная работа – это процесс, где правильное конструирование изделия должно быть уже на этапе дизайна. Поэтому наши ребята изучают рисунок и композицию.

В процессе

Как известно, если театр начинается с вешалки, то ювелирное изделие – с заготовок – то, из чего непосредственно будет сделано в нашем случае обручальное кольцо.

Оно весит примерно 2,5-3 грамма. Взвешиваем 7 грамм латуни на два кольца – одно буду делать я, другое – педагог. Ювелирное производство вредное, поэтому сразу же включаем вытяжку. Следуя четким указаниям Сергея Храмцова, сначала расплавляем металл в керамическом тигле. Латунь, к слову, плавится приблизительно при 920 градусах. Газовая горелка – вещь достаточно серьезная и даже просто держать ее в руках – занятие не для слабонервных. Одна рука заправляет горелкой – осторожно прогреваем металл, другой – придерживаем маленькую, особой прочности чашечку-тигель. В нее ссыпан металл, который в простонародии называют лом, а правильно – шихта для плавки.

 – Видите, метал набирает уже примерно 900 градусов, мы наблюдаем его ярко-красное свечение, – комментирует педагог. – Тут важно не перегреть, иначе заготовка начнет плавиться и пойдет пузырями.

 Затем берем изложницу (специальная форма), заливаем в нее металл для того, чтобы получить ровный профиль, который потом будем раскатывать. Не забываем охладить.

Следующий этап – прокатные ручные вальцы (на заводах они механические), которые доводят заготовку до нужного размера. Суть в том, что изделие сжимается по краям и вытягивается. Профили вальцов называются ручьи. Четверть оборота и прокатываем заготовку. Для меня это оказалось не так просто, как делал мой наставник. Да и получилось не с первого раза. Когда вальцы сошлись, переходим на другой ручей и так до тех пор, пока будущее кольцо не обретет нужную нам толщину.  

 Теперь подвергнем нашу заготовку процессу отжига. Если проще, то отжиг подразумевает нагрев заготовки примерно до 600 градусов, чтобы вернуть кристаллическую решетку в первоначальное состояние, изделие станет пластичным и начнет гнуться.

Затем делаем обручалочный профиль. Идем снова к вальцам и повторяем процесс: четверть оборота… И снова заготовку прокручиваем несколько раз.  

Отбили – отожгли

Потом идем отжигать заготовку, и не забываем, что изделие нельзя перегревать. Ждем то самое красное свечение, шаг за шагом отжигая будущее кольцо. Охлаждаем.      

Затем берем кольцемер, выбираем размер, мы остановились на 18,5. Дальше нам нужно вычислить длину изделия. Отмеряем штангенциркулем 18,5 мм. Вспоминаем, как найти длину окружности при известном диаметре. Не сразу, признаюсь, но формулу всё же вспомнили, применили, отрезали нужную длину.

Затем берем напильник и делаем припасовку, т.е. точную подгонку друг к другу. Потом берем круглозубцы, скручиваем будущее кольцо. Ровный круг на этом этапе не нужен, главное – свести два конца так, чтобы шва на просвет практически не было видно.

Чистая химия

Следующий этап – пайка.

 – Процесс пайки – проникновение одного металла в другой – в физике это называется диффузия, – на всякий случай напомнил педагог. – Для того, чтобы произошла диффузия нам нужны химическая чистота поверхности и температура, которая должна быть равна или выше температуры плавления припоя. Иначе диффузия не произойдет.

Как только начинаем греть, так сразу металл становится черным. Затем берем тетраборат натрия, который впитает в себя окислы и защитит «корочкой» от влияния кислорода при нагревании. И снова медленно качающимся пламенем всё кольцо равномерно нагревам до красного свечения. Затем переводим огонь на место пайки и, собственно, расплавляем припой. Охлаждаем. Потом опускаем кольцо в раствор 20-процентной серной кислоты для того, чтобы избавиться от стекловидных остатков флюса (смесь, предназначенные для удаления оксидов с поверхности металла под пайку, снижения поверхностного натяжения, улучшения растекания жидкого припоя и защиты от действия окружающей среды). Ждем пять минут и дальше за работу.

В кислоте происходит отбел и растворение окислов. Теперь берем напильник и обрабатываем шов, убираем всё лишнее. Чтобы это было максимально быстро и красиво садимся за финагель – клинообразный формы кусок дерева твердой породы, который служит упором при выпиливании, опиливании и не только. Вдоль кольца шаг за шагом приходим к неплохому результату, хотя до идеала далеко. Потом в игру вступают киянка и ригель. Одеваем кольцо и тихонько обстукиваем его по кругу, чтобы выровнять поверхность. Теперь дело за малым – садимся за бормашину и обрабатываем колечко от несовершенств внутри, полируем снаружи, и вуаля – спустя полтора часа мое кольцо готово.       

Эпилог

Да, мое кольцо получилось не таким красивым, как у моего наставника. Но в целом, я довольна собой и смело могу сказать, что быть ювелиром – задача не из легких, но в этом ремесле есть нечто манящее. Я невероятно счастлива, что мне удалось хотя бы на мгновение прикоснуться к волшебству создания ювелирного украшения.

Фото и видео Софии Борисенко.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны