Татьяна Корнеева работает в Глубокском Доме ремесел более четверти века, из них около 10 лет в качестве руководителя.
Здесь возрождают и развивают практически все направления декоративно-прикладного искусства 12 творческих лабораторий. В них сохраняют традиции ремесел и творят народные мастера Беларуси – Вера Бойкова, Мария Ермалович, Светлана Скавырко. В этом году их компанию пополнила и сама Татьяна Корнеева, которой экспертная комиссия по народным художественным ремеслам присвоила почетное звание – «народный мастер». К этому моменту Татьяна Корнеева шла извилистой дорогой. После девяти классов поступила в Бобруйское швейное училище, затем образование продолжила в Витебском индустриально-педагогическом колледже, а позже и на худграфе ВГУ имени П. Машерова, где к ней и пришло увлечение народными промыслами.
В Доме ремесел, куда пришла работать, Татьяна отдала предпочтение вышивке. Мастерица освоила многие ее техники, в том числе древние, полузабытые – «наборам» и «працягам», разные виды глади и крестика, одну из самых сложных техник – мережку. Ею украшены практически все традиционные женские костюмы, которые несколько столетий назад носили местные жительницы. Теперь такие наряды имеют все мастерицы Дома ремесел, удивляя жюри и зрителей тонкостью ажура. Подобную отделку-украшение хотели бы иметь на нарядах и современные модницы.
– Но это длительная, кропотливая работа, – отмечает Татьяна. – И стоит она дорого, что обычно и сдерживает заказчиц. Но мы сделали и выставочные варианты, и себе. Таким образом можем продемонстрировать то, что носили наши бабушки и прабабушки и какими красавицами были в своих нарядах. Неудивительно, что глубокская коллекция на областном конкурсе была удостоена Гран-при.
За восстановлением костюма стоит огромная работа, требующая не просто мастерства швеи, а научных изысканий: освоения древних технологий кроя, пошива, отделки, комплектации. Это оценила компетентная комиссия и приняла Татьяну в ряды народных мастеров.
Кроме костюма, Татьяна создала коллекцию рушников с разной символикой – к христианским праздникам, свадьбам, крещению, другим обрядам. У каждого свой орнамент, свой смысл. Что-то смогла скопировать с тех изделий, что хранились в сундуках, что-то воссоздала по картинкам, фотографиям, что-то где-то увидела. В частности, хочет повторить рушники с геометрическим красно-сине-оранжевым орнаментом, который заприметила в старообрядческой церкви в Ластовичах. Оригиналы хранятся в фондах Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси.
Задумок у Татьяны много, но как директор Дома ремесел она должна заботиться о создании комфортных условий для творчества своим умельцам.
Фото автора.