Они не ходят по подиуму, не позируют перед камерами. Вместо этого они покоряют небо, управляя стальной птицей. Пилот Анна Манько и оператор Марина Конюшевская – это единственный женский вертолетный экипаж Витебского аэроклуба (и Беларуси в целом). Их спортивная история началась семь лет назад.
Взлетная полоса вместо подиума
В кино, конечно, всё выглядит иначе: романтика, красота, небо прямо под ногами. Но стоит оказаться в кабине вертолета, видишь приборы, панель управления с множеством разных кнопок, тумблеров, стрелок и цифр... О какой романтике может идти речь? У меня сразу возник вопрос: как удержать столько информации в голове? Собеседницы уверяют, что когда небо – твоя стихия, выучить и запомнить можно все что угодно.
Анна Манько, дочь летчиков, с детства впитала запах авиационного керосина. Аэродром стал для нее вторым домом, а небо – манящей стихией. Когда в 16 лет она решила попробовать себя в вертолетном спорте, азарт и целеустремленность уже горели в ее глазах.
– Я с трех лет на этом аэродроме буквально жила, – говорит Анна. – Мама и папа были инструкторами в свое время, поэтому я постоянно находилась при них.
Девушка вспоминает, что когда объявили набор спортсменов-вертолетчиков среди девушек и парней, ей было 16 лет.
– Решила, что пойду, хотя родители не знали до последнего о моей задумке, – с улыбкой говорит Анна. – Проходили соревнования, я знала все упражнения, болела за летчиков с земли. Наблюдая, появился азарт. Поэтому, когда появилась возможность, не раздумывая пошла в вертолетный спорт.
О Светлане Манько, маме Анны, часто говорят, как о женщине-легенде белорусской авиации. Она была инструктором и наставником у дочери.
– Как инструктор мама очень требовательна, – признается Анна. – Мне казалось, что лично ко мне у нее были, порой чуть завышенные. Доходило до того, что после полетов, приезжая домой, меня в буквальном смысле этого слова ждал разбор полета. Мама и папа корректировали мои действия, указывали на ошибки, конечно, хвалили за успехи.
– Я бы сказала, что твоя мама просто не давала тебе поблажек, – добавила Марина Конюшевская. – Но этого в спорте и не должно быть.
Почти 400 часов наедине с небом
С весны до поздней осени в небе над Витебском виртуозно «танцует» вертолет, ведомый хрупкими, но умелыми руками Анны Манько и Марины Конюшевской. Основная часть подготовки – лето, когда нет больших ветров. Это период для вертолетного экипажа проходит молниеносно. Тренировки, подготовки, соревнования.
Четыре упражнения – «навигация», «слалом», «развозка грузов» и «малая высота» – вот поле битвы для этих отважных девушек.
– Если детально не разбирать каждое из них, то похожи они на поисково-спасательные работы, – говорит Анна Манько. – Есть упражнение, где пилот и оператор работают с картой, ищут цель на земле. Или, например, где оператор должен работать с фалом, к которому прикреплено ведро с водой. Вообще экипаж – одно целое.
Из разговора с девушками стало понятно, что в их тандеме нет места спорам о том, кто важнее. Они – единое целое, где каждый играет свою незаменимую роль.
– Наша работа – это своеобразная симфония, где я управляю грузом и являюсь глазами пилота, а Аня, как пилот, на основании моих команд направляет трехтонную машину в нужном нам направлении, – говорит Марина. – Только действуя сообща, мы можем управлять вертолетом, словно своим телом, и достигать поставленных целей. В целом, мне это интересно, я работаю юрисконсультом в аэроклубе, поэтому за соревнованиями наблюдаю давно. Вертолетный спорт не так прост, как многим кажется. Конечно, есть сложности. Например, на фале – ведро с водой, оно весит в районе шести килограмм, нелегкое, а ты им управляешь одной рукой. Мне, как оператору, для успешного выполнения задания, нужно учесть и просчитать всё: высоту, скорость, направление ветра и многое-многое другое. Должна наблюдать за грузом и давать четкие поручения пилоту. Все нюансы нужно предусмотреть. Убеждена, что в экипаже должны быть взаимопонимание. Знаете, мы за столько лет научились понимать друг друга уже буквально с полуслова, и когда я перехожу на ультразвук (смеются), это значит, что что-то явно идет не так. Я громкая и эмоциональная. В целом, интонация, скорость произношения слов у нас играет большую роль. И это не только в женских экипажах. Во время азарта может проскочить и лишний текст, и эмоция, а ошибаться нельзя, потому что как и в любом другом виде спорта, все наказуемо штрафными баллами.
В погоне за мечтой: путь женского экипажа к вершинам вертолетного спорта
Анна Манько и Марина Конюшевская – не просто девушки, они – виртуозы неба, покоряющие вертолетный спорт.
– Каждое соревнование лично для нас – своего рода достижение, – подчеркнула Анна Манько.
Золотые медали пока не украшают их копилку, но целеустремленность и упорство этих девушек не оставляют сомнений – они обязательно доберутся до вершины.
Анна и Марина признались, что стараются равняться на ребят – золотых призеров из Витебского аэроклуба ДОСААФ.
– Скажите, приходилось ли вам встречаться с гендерными стереотипами? – спросила я.
– Скажу так, если, например, среди мужчин и появляются какие-то мысли или фразы на этот счет, то хочется отправить их посмотреть на работу женских экипажей, в том числе и российских, где этот вид спорта развит немного больше, нежели у нас, – пояснила пилот. – Женщины летают как на вертолетах МИ-2, так и робинсоне. И поверьте, показывают там блестящие результаты. Они не просто летают, они доказывают, что хрупкие девушки могут быть наравне с мужчинами, а иногда и превосходить их. Нету в спорте гендерного неравенства. Если девушки пришли в спорт, они однозначно знают, зачем это сделали.
Кстати, девятилетний сын Анны уже с полутора лет частый гость на аэродроме.
– Не могу сказать, что он грезит спортом, – сказала девушка. – Да, было время, когда он мечтал стать пилотом, причем военным пилотом. Я его не ограничиваю и не настаиваю на выборе.
Мы не могли не поинтересоваться, какие вопросы возникают у знакомых Анны, когда они узнают о необычном увлечении.
– У людей, которые узнают о моем увлечении, чаще всего два вопроса – не страшно ли мне и покатаю ли? – улыбнулась Анна. – На первый всегда отвечаю, что нет, мне не страшно. Бывают, конечно, всякие ситуации, но летать не страшно. Страх в принципе не должен руководить пилотом. В межсезонье скучаю по небу, по штурвалу, соревнованиям и тренировкам. Иногда достаточно зимой просто приехать на аэродром и просто побыть в этом месте, чтобы утолить жажду неба. Отказаться от вертолетного спорта не думала, я уже не представляю себя без неба, вертолета, соревнований, хотя моя основная работа не связана с летной профессией.
– Говорят, что вертолетный спорт – не женское дело…
– Вертолетный спорт, возможно, – не женский вид спорта, – поразмыслив, ответила Анна. – Но несмотря на это, в нем очень много женщин. Нужно сказать, что женщинам-пилотам (я сейчас говорю не только о спорте) непросто. Нам присущи некоторые качества, которые в пилотировании просто недопустимы. Речь об излишней эмоциональности, которая может привести к панике. А потеря контроля над ситуацией попросту недопустима. Женщина в этом случае не может проявить свою импульсивность или, скажем, обидеться, закрыть лицо руками, сказать, что страшно и бросить штурвал. Мы подавляем это качество в себе. За штурвал садимся с холодной головой и абсолютно спокойными. Понимаете, в небе нет места для эмоций, что бы ни случилось, сжимаем всю волю в кулак и делаем своё дело. А уже приземлившись, можно дать волю эмоциям.
– Девушки не уступают мужчинам, – добавила Марина. – Если совладать с эмоциями, то многое удается. Вообще, в полете ты отключаешься от земных проблем. Все земное остается на земле. Повлияло ли мое увлечение на мой характер? Скорее, проявило его. Когда формировали женский экипаж и я начинала летать самостоятельно, а нас выбирали из двух девушек, то благодаря моему жесткому характеру, предпочтение отдали моей кандидатуре.
Девушки отметили, что соревноваться предстоит наравне с мужчинами. Но несмотря на не совсем женское увлечение, о женственности они не забывают. На аэродром приезжают в платьях и на каблуках.
– Затем в моменте мы переодеваемся в летную форму и приобретаем некие мужские качества, отрабатываем всё то, что нужно, а потом опять переключаемся в девочек, – поделились Анна и Марина.
Уже буквально совсем скоро у летного экипажа начнется подготовка к открытому чемпионату Беларуси по вертолетному спорту. Пожелаем им удачи в новом сезоне!
Фото и видео автора.