Автор: . Дата создания:

В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики почти полностью разрушили Витебск и истребили его жителей. Общеизвестен факт: город был уничтожен на 93%. Оккупанты взорвали здания и создали концлагеря, где зверски издевались над людьми. Инициаторами большинства злодеяний в Витебске были командир 53-го армейского корпуса пехоты немецкой армии Гольвитцер и командир 246-ой пехотной дивизии Мюллер-Белов. О том, что по их приказу было организовано уничтожение Витебска и его жителей, стало известно  из рассекреченных материалов Военного Трибунала над нацистскими преступниками, который состоялся в 1947 году. 

Планомерно и систематически разрушать Витебск фашисты начали в разгар войны. В 1943-1944 годах по приказу Гольвитцера были уничтожены  станкостроительные заводы им. Кирова, «Коминтерн», здание телеграфа, фабрика «Знамя Индустриализации»,  маслозавод, трикотажная и обувная фабрики и другие промпредприятия,  здания медицинского и педагогического вузов, культурно-просветительских учреждений.  Также оккупанты разрушили 8 церквей и соборов, построенных в XI-XIII веках (Покровский собор, Рождественскую, Ивановскую, Спасскую и Петропаловскую церкви).  

Из допроса священника Гавриила Оберемко: «Немецкие оккупанты производили разрушения всех имеющихся в Витебске религиозных зданий. Я, как священное лицо, более двух недель содержался в лагере смерти, 23 мая 1944 года, в 16 часов от коменданта  Витебска получил телефонограмму  – убрать вещи из Покровского собора, так как он в 18 часов будет взорван. Приказ о взрыве собора был в тот же день выполнен. Покровский собор был достопримечательностью прихожан и являлся историческим памятником русского народа, построенный 800 лет тому назад...» 

При отступлении фашисты также стремились оставить вместо Витебска выжженную землю. Так, в июне 1944 года Мюллер-Беловым был отдан приказ, который гласил: «Командирам оборонительных пунктов при отходе подвергать разрушению жилые дома, бункера, гражданские сооружения и прочие постройки…». После чего был взорван железнодорожный вокзал, городской театр, множество многоквартирных домов. Часть жилых зданий немцы разбирали для строительства своих оборонительных сооружений.  

Активное участие в уничтожении Витебска и издевательстве над его жителями принимал и бывший командир легкой истребительной роты Буцбах. Из допроса этого обвиняемого на Военном Трибунале: «Мною лично взрывчатыми веществами уничтожены здания городского театра, хлебозавод, бывший общественный дом для немецких солдат, многоквартирные дома и ряд других объектов.  Население Витебска под угрозой смерти поголовно выгонялось на строительство оборонительных сооружений. Мною лично за отказ идти работать было подвергнуто избиению 15 граждан. С моим участием за отказ работать расстреляно 70 человек».

Жителей разрушенного города сгоняли в лагеря смерти. Тех, кто сопротивлялся, расстреливали на месте. Отличавшийся особой жестокостью военачальник Дильманн в феврале 1943 года был назначен начальником Витебского лагеря военнопленных Красной армии. В лагере содержалось около 20 тысяч человек, большинство из них пожилые люди, женщины и дети. Дильманн создал в лагере условия, которые должны были привести к голодной смерти военнопленных. Ничтожный режим питания и изнурительный труд от восхода до заката солнца быстро истощали людей. Выжить там было очень сложно.

 

– В конце марта 1943 года нашу семью пригнали в Витебский лагерь, – вспоминала чудом уцелевшая в этом аду жительница деревни Храповичи Елена Шакуро. – В бараке, куда нас поместили, не имелось пола, голая земля. Стояли нары проволочные в 3 яруса, была ужасная скученность, грязь. Ежедневно от голода, каторжного труда и эпидемии тифа умирали 20-30 человек. 

По приказу Гольвитцера военачальники рангом ниже организовывали жестокие издевательства над советскими гражданами в концлагерях в Витебске и окрестностях города. Фельдфебель Рух был командиром взвода для насильственно мобилизованных советских людей в концлагере при 4-ой авиаполевой дивизии 53-го армейского корпуса. Он отличался особо изощренными издевательствами над жертвами. По признаниям выживших узников,  Рух и его пособники  насиловали женщин, а мужчин избивали за малейшую провинность.

– Меня неоднократно избивал Рух за то, что я обессилел и не мог продолжать работу, – вспоминал узник Герасим Гусаков. – Питание состояло из кипяченой воды с 2-3 морожеными картофелинами и 300 грамм хлеба, выдаваемыми раз в 3-4 дня…

Заключенный Егор Смачков в лагере неоднократно валился с ног от голода на глазах надзирателей. После чего он был расстрелян вместе с другими узниками концлагеря. 

В результате злодеяний фашистских извергов в этом лагере погибло 700 человек, в Витебском лагере – 100 тысяч! Оставшиеся в живых советские граждане направлялись в Польшу в лагеря смерти: «Майданек» и «Освенцим», где большинство людей были расстреляны.

При отступлении из Витебска оккупанты грабили населенные пункты, сжигали их и расстреливали советских граждан. Так, по дороге к Бешенковичам солдаты и офицеры в подчинении Мюллер-Белова в районе деревни Шевино убили 70 человек, еще 40 граждан – неподалеку от д. Боронники. Не меньшей жестокостью отличались и бойцы в подчинении других военачальников.

 Объяснения причин зверств иначе как абсурдными не назовешь. Так, обвиняемый Гюнтер на допросе Военного Трибунала пояснял, что он непосредственно на линии фронта не был, работая по ремонту автомашин. В связи с чем ему, как и другим шоферам, поручили расстреливать мирное население, чтобы упражняться в стрельбе.

…В Витебске в 1947 году в бывшем здании клуба металлистов, в котором располагался Драмтеатр, прошел Военный Трибунал над Гюнтером, Гольвитцером, Мюллер-Беловом, Дилманном, Рухом, Буцбахом и еще четырьмя фашистскими преступниками. Это один из четырех крупнейших процессов над нацистскими преступниками на территории БССР.

Как сообщили в прокуратуре Витебской области, была осуждена нацистская верхушка – люди, которые отдавали приказ разрушить Витебск, и уничтожали население Придвинского края.  Поражают масштабы их злодеяний. Например, Гольвитцер, являясь командиром 53-го армейского корпуса, с июня 1943 года насильно мобилизовал до 200 000 мирных советских граждан, которые были согнаны в специально созданные концентрационные лагеря. Установлена его причастность  к разработке и даче приказов о проведении карательных экспедиций на территории Богушевского и Сенненского районов Витебской области, в ходе которых уничтожались деревни и истреблялось мирное население. Гольвитцером в мае-июне 1944 года издан приказ о том, чтобы вывезти из концентрационного лагеря, расположенного на территории 5-го железнодорожного полка Витебска, в Богушевский район на переднюю линию фронта около 12 000 женщин, стариков, детей, а также больных тифом, которые впоследствии были использованы в качестве живого щита при отступлении немецких войск.

Гольвитцера и  других обвиняемых приговорили к 25 годам лишения свободы. В прокуратуре области подчеркивают: были осуждены отдельные преступники, некоторые их пособники еще не установлены.  Работа в этом направлении продолжается в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида населения современной территории Беларуси в годы войны нацистскими преступниками и их соучастниками. 

Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея