Как до революции велась борьба с инфекционными заболеваниями животных и достигались результаты в обеспечении населения безопасными продуктами питания?
«Имею ревностное желание…», c таким посылом сто лет назад обучались люди сельскохозяйственным специальностям
В начале 1920-х в Витебске действовал военный сельскохозяйственный техникум Западного фронта. Перед учреждением образования стояла главная задача — «пополнить спецами сельского хозяйства военсовхозы фронта, сыгравшие столь видную роль в снабжении Красной армии».
В начале сентября 1922 года в полное хозяйственное пользование губернскому исправительному трудовому отделу был передан совхоз «Лесковичи», созданный после революции на базе имения рода Хлюдинских. Здесь предполагалось разместить сельскохозяйственную исправительно-трудовую колонию (ИТК).
До появления современных мощных лесовозов доставка древесины с делянок осуществлялась в населенные пункты, на перерабатывающие предприятия, к железнодорожным станциям в основном по воде. Даже в начале 1980-х на Западной Двине можно было видеть сцепки плотов.
Лихолетье начала ХХ века, на которое пришлись несколько войн и революций, привело к невероятной политической и экономической турбулентности, утрате социальных ориентиров. Одной из актуальных проблем того времени был рост детской преступности, которую новая советская власть пыталась всячески погасить. В 1918 году была создана Витебская губернская комиссия для несовершеннолетних (Комнес). О ее деятельности рассказывают документы Государственного архива Витебской области.
На протяжении не одной сотни лет городские часы являются неотъемлемой частью главного символа Витебска — ратуши. Но не всегда они показывали время, в силу различных обстоятельств стрелки надолго оставались недвижимы. Например, с 1913 по 1926 год хронометр полностью выпал из жизни города. В этот период с лихвой уложились Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война.
Мост имени Баумана в Витебске был построен через Витьбу в 1956 году на месте своего довоенного предшественника, имевшего название Гуторовский. Тот деревянный мост в свою очередь сменил дореволюционную переправу, соединявшую город и предместье — Гуторовщину, которая сейчас включает в себя улицы 1-я Доватора и Баумана.
Впервые автобусное движение в Витебске должно было открыться 1 мая 1925 года. Но бюрократические проволочки, коммерческие интересы и необязательность минского акционерного общества «Белавтопромторг» и его головного предприятия «Автопромторг» в Москве отложили планы властей почти на полгода. О перипетиях реализации проекта рассказывают документы Государственного архива Витебской области.
На старте
В конце 1924-го заместитель директора «Водосвета» Исаак Маймон обратился в Москву с просьбой приобрести для Витебского коммунального хозяйства пять омнибусов (повозка на 15 – 20 мест на конной тяге, омнибус практически является прообразом автобусов). Директор-распорядитель «Автопромторга» т. Пиолунковский предложил организовать совместное автобусное движение в Витебске на принципе вхождения Виткомхоза в Белавтопромторг акционером. Исаак Маймон выехал в Минск для обсуждения вопроса.
Сто лет назад пожарная безопасность в Витебской губернии вызывала беспокойство властей. После продолжительного лихолетья пришедшая в упадок пожарная служба требовала восстановления и вывода на более высокий уровень. О деятельности огнеборцев того периода рассказывают документы Государственного архива Витебской области.
Фонды областного краеведческого музея пополнили около 50 фотографий Витебска конца 1940-х — середины 1960-х годов из личного архива профессора искусствоведения Михаила Сергеевича Кацера (1906 — 1995). Снимки передала его невестка Дина Прокоповна Кацер.
Будущий профессор родился в деревне Климовичи Сенненского района в крестьянской семье. Окончил Московский институт истории, философии и литературы, поступил в аспирантуру государственной Третьяковской галереи. После ранения во время Великой Отечественной войны в 1942 году вернулся к научной деятельности в аспирантуре Московского государственного университета, защитив диссертацию «Белорусская архитектура XI – XVI вв.». С 1949-го работал в Минске. В 1951-м принимал непосредственное участие в создании Государственного флага БССР. Предложил комиссии найденный в архивах Совета промысловой кооперации БССР узор, вышитый в 1917-м крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Сергеевной Маркевич (в девичестве Кацер). Она приходилась родной сестрой Михаилу Кацеру. Впоследствии орнамент был назван «Восходящее солнце», и его выбор для флага объяснялся тем, что данный образ отождествлялся с революцией и борьбой народа за свободу.
Когда в прежние годы автор этих строк по случаю приходил на работу в костюме, белой рубашке и при галстуке, старшие коллеги интересовались с юмором: «В Доме колхозника ночевал?».
Сто лет назад, в октябре 1923 года, Народный комиссариат труда СССР утвердил положение «О трудовых коллективах, организуемых биржей труда из состоящих на учете безработных». Это были своеобразные артели, куда набирались люди определенных специальностей.
А вы знали, что чешуя уклейки поставлялась на экспорт? В следующем году будет отмечаться 100-летие органов торговли Беларуси. Их становление пришлось на период новой экономической политики (НЭПа), которая проводилась в СССР. В Государственном архиве Витебской области хранятся документы того времени.
Сто лет назад при Витебском окружном коммунальном отделе (Витокрком) был создан городской ломбард. Подобная структура, только частной формы собственности, существовала и до революции. Советская власть среагировала на большой спрос населения на мелкие ссуды, который не могли удовлетворить банки, и возобновила деятельность кредитного учреждения.
Значительную часть своей жизни 84-летний Владимир Боков провел на улице Б. Хмельницкого. В послевоенном Витебске это был Пролетарский бульвар, в народе имевший еще одно название — Клённик. Владимир Евгеньевич часто здесь бывает и вспоминает детские и юношеские годы, пришедшиеся на вторую половину 1940-х и 1950-е.
Четверть века назад с карты исчезла деревня Билево, вошедшая в черту областного центра. Она стала перспективной территорией для жилищного строительства. Сейчас это целый конгломерат, где проживает более 40 тыс. человек. А какова история деревни, давшей название нескольким витебским микрорайонам?
Московский проспект вырос из улицы Шоссейной.
На транзитных путях
Сенно начала ХХ века. Центральная улица Трактирная, чуть дальше переходящая в Витебскую. Яркий солнечный день, вероятно, праздничный.
С того времени как в устье Витьбы поселились люди, Успенская гора неоднократно меняла свой облик. Более тысячи лет назад она называлась Лысой, здесь круглосуточно горел священный огонь языческого капища. С принятием христианства на холме возводились церкви, самый известный храм — Успенский собор, который на несколько десятилетий был стерт с карты города.
Две славы
В рубрике «Ретроспектива» мы не один раз публиковали снимки Константина Дурихина (1932 — 1986), демонстрирующие облик Витебска 1950-х годов. Фотограф-любитель и медик по образованию более шести десятков лет назад останавливал для нас мгновения, по которым мы можем судить о жизни города. При этом значительное количество снимков – цветные, что для тех времен было очень редким явлением и достаточно дорогим занятием. На них изображено строительство ул. Кирова, трамвай в центре города, реконструированный после войны вокзал, часть площади Ленина с новыми домами, былая застройка ул. Пушкина, весеннее половодье на Западной Двине, вышедшее на ул. Толстого.
Зеленый фургон
Размещенный на интернет-ресурсах снимок Юрия Реброва, зафиксировавший монтаж в Витебске скульптурной композиции фонтана «Слияние трех рек», датируется 1987 годом. Но, судя по публикациям в областной газете «Віцебскі рабочы», вылитые в бронзе образы рек Витьба, Западная Двина и Лучоса находились на своих местах уже в 1986-м.