Автор: . Дата создания:

Четыре года назад заморское словечко «аутсорсинг» ввело в оборот унитарное предприятие «Нафтан-Спецтранс». Дочерняя структура новополоцкого нефтегиганта перевела теоретическую дискуссию о прогрессивной форме сервиса в практическую плоскость. Как живется на вольных хлебах коллективу транспортной организации, корреспонденту «ВВ» рассказал директор Сергей Гармашов.

– Несколько слов о стартовом раскладе, – начал беседу Сергей Юрьевич. – У «Нафтана» был транспортный цех. Когда он выводился на аутсорсинг, стратегический расчет подразумевал ликвидацию избыточных управленческих параллелей и двойников в штатном расписании. С другой стороны, нужно было создавать собственную кадровую службу, налаживать бухучет, искать толковых экономистов, которым не нужно напоминать, что копейка рубль бережет.

– Каким получилось сальдо четыре года спустя?

– Численный состав устоялся в районе 400 человек. В гараже порядка 260 единиц транспортных средств различного назначения. Наши дальнобойщики ездят от Польши до Урала и Западной Сибири.

Понятно, что такое плечо доставки грузов требует наличия седельных тягачей с полуприцепами и другой комплектацией, отвечающей европейским техническим нормам и стандартам. Все это у нас есть. Кроме того, мы располагаем солидными линейками грузовиков, самосвалов, пассажирского и специального транспорта, автоподъемников, автокранов, тракторов, погрузчиков. В самом названии – «Спецтранс» – угадывается широкий диапазон услуг, что мы оказываем нашим клиентам,

– «Нафтан» остается главным из них?

– Безусловно. Но дрейф в сторону свободного рынка тоже очевиден.

В первый год работы доля сторонних организаций в общей выручке предприятия составляла 3 %. Сегодня она в четыре раза больше. Клиентская база расширяется.

Медленно, но верно. Медленно в силу объективных причин. Рынок транспортных услуг сверхконкурентен. Второй сдерживающий фактор – демпинг. Был период, когда частный сектор понахватался бэушной техники на Западе и, чтобы максимально быстро ее отбить, опустил расценки ниже плинтуса. Потом эти люди ушли с рынка, а цены остались. Это очень тяжелое наследие. Понадобятся годы, чтобы устранить искусственно созданный перекос. Но закон спроса и предложения работает. Рано или поздно сервисные ценники начнут соответствовать издержкам на транспортные услуги. В этих условиях добросовестные игроки получат преимущество. Мы тоже постараемся воспользоваться конъюнктурой цивилизованного рынка.

Учимся быть транспортниками в классическом смысле. Что я имею в виду? Когда не было четкого разграничения между основным производством и транспортной составляющей, доля вспомогательного цеха растворялась в общих результатах многотысячного коллектива. А в экономике любого предприятия информация о реальных затратах на ту или иную услугу имеет большое значение. Теперь такая ясность есть.

Словом, мировой опыт получил подтверждение в практике транспортной «дочки» «Нафтана». Но чтобы доказать основательность избранной стратегии, нам пришлось пройти через многие тернии. Создание клиентской базы не было главной проблемой. Нужно было менять психологию людей, используя разный управленческий инструментарий. Приоритет личной ответственности некоторых пугал. Люди уходили. Но постепенно сформировался тот кадровый костяк, который позволяет нам успешно решать весь комплекс производственных задач.

– Учредитель помогает вам сохранить квалифицированные кадры?

– Настолько, что, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить директорат «Нафтана» за постоянное внимание к нашим проблемам. О львиной доле завода в портфеле заказов я уже сказал. Не менее важны связи общественного характера. Наш колдоговор дублирует соответствующий документ, который регламентирует взаимоотношения социальных партнеров на «Нафтане». Профсоюз входит на правах низовой организации в структуру заводской первички Белхимпрофсоюза. Учредитель помогает нам с оздоровлением ребятишек в лагере «Комета». Санаторий «Нафтана» тоже открыт для нашего персонала. Мы признательны предприятию-патрону за действенную помощь в таких важных вопросах, как обновление подвижного состава, повышение заработной платы, доступ к спортивным и культурным объектам завода.

Фото из открытых источников.