Однажды весной, прогуливаясь со спиннингом по берегу реки Лужеснянка недалеко от деревни Сущево Витебского района, вышел на небольшое старое кладбище. Среди единичных могил находится воинское захоронение под №5739. За ним ухаживают. Мемориальная плита сообщает, что здесь покоится прах кавалера ордена Красной Звезды Курапова Герасима Ивановича (1913 – 1944) (на фото). Через сайт «Память народа» удалось установить, что капитан артиллерийского дивизиона 417-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона (ОПАБ) 155-го Укрепленного района (УР) погиб 20 мая 1944 года и похоронен на кладбище в деревне Смоляки (так стало известно название исчезнувшей с карты деревни). Родом он был из села Богославка Рассказовского района Тамбовской области, на службу в армии его призвали в 1939-м. Кстати, ОПАБы по штату насчитывали более 1,2 тыс. человек и по численности равнялись полку.
Интересно, что рядом с Герасимом Кураповым в списке безвозвратных потерь частей 155-го УР значатся еще двое воинов-освободителей, погибших в этих местах и похороненных на кладбище в Смоляках.
Это командир пулеметного взвода 417-го ОПАБа лейтенант Петр Иванович Меринов, родившийся в 1902 году в селе Каменское Грязинского района Воронежской области. Он был убит 19 мая 1944-го.
И командир 4-й пулеметной роты лейтенант Яков Васильевич Арсентьев, 1916 г. р., погиб в бою 23 мая 1944-го. Родом он из деревни Хатогорка Карпогорского района Архангельской области. За две недели до смерти Яков Арсентьев за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные доблесть и мужество награжден орденом Отечественной войны ІІ степени. В описании подвига отмечается: «29.04.44 г. противник под прикрытием мощного артиллерийского огня силою до 150 солдат и офицеров подошел к опорному пункту 4-й роты и, пользуясь темнотой, тремя группами полукольцом атаковал бойцов Арсентьева». Немцы не застали советских воинов врасплох. Лейтенант умело управлял боем, хотя враг имел численное превосходство в пять раз. Яков Арсентьев был ранен пулей в правую руку, превозмогая боль, продолжал управлять боем и стрелять из автомата. Благодаря действиям подразделения, немцы были отброшены и потеряли до 90 солдат.
Все трое офицеров были членами ВКП(б), на родине у них остались вдовы. У Герасима Курапова – Анна Григорьевна, у Петра Меринова – Евдокия Дмитриевна, у Якова Арсентьева – Мария Александровна.
Воинское соединение 155-й УР было сформировано в январе 1942-го под Волоколамском и подчинялось Московской зоне обороны. Во время освобождения Беларуси и Витебщины в частности входило в состав 22-го гвардейского стрелкового корпуса 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта.