Автор: . Дата создания:

История в официальных документах. По материалам Государственного архива Витебской области.

1939 год

27 июня облисполком отреагировал на публикацию газеты «Віцебскі рабочы» «Яшчэ раз пра помнікі».

На горсоветы и райисполкомы возлагалась ответственность за охрану памятников «старины, истории, революции и искусства» и категорически запрещалось их разрушение. Не позже 15 июля специально созданной комиссии необходимо было представить перечень памятников, подлежащих реставрации, реконструкции и госохране.

Этим же решением «бывший Софийский собор», который занимала контора Заготзерно, передавался Полоцкому историческому музею. А Витебский горсовет, «игнорирующий выступления общественности», в месячный срок был обязан: а) восстановить в прежней композиции памятник Отечественной войны 1812 года, б) установить в Пушкинском сквере новую скульптуру, которая бы правильно отражала гениального русского поэта Пушкина, в) принять меры к сохранению могилы художника Пэна.

23 ноября рассматривалась деятельность скорой медицинской помощи. Констатировалось неудовлетворительное состояние службы, особенно в Витебске.

В областном центре отсутствовало собственное помещение, не было постоянных врачей, обслуживание населения велось главным образом за счет фельдшеров и студентов мединститута.

Из девяти машин работали только две, остальные простаивали из-за отсутствия покрышек и горючего. Облздраву предписывалось в кратчайший срок обеспечить скорую помощь постоянными кадрами в количестве шести человек. До сведения Совнаркома БССР доводилось, что Наркомат здравоохранения на протяжении 1939 года не выделил ни одной покрышки, чем поставил работу службы на грань срыва.

Облисполком потребовал от горсоветов Витебска, Орши и Полоцка издать постановления о порядке вызова скорой помощи и ее работы, предусмотрев ответственность за ложные вызовы.

Райисполкомы были обязаны запретить использование машин медицинской службы для других нужд. Витебскому горсовету поручено создать отделение скорой помощи в Пролетарской Слободе (район Марковщины).

1940 год

8 января началась первая сессия Витебского областного Совета депутатов трудящихся 1-го созыва. Ее открыла старейшая народная избранница Мария Хмылёва.

В стенограмме сессии выступление депутата заняло семь машинописных страниц. Были перечислены все важные события, которые произошли в 1939 году. В том числе и освободительный поход Красной Армии в Польшу, в результате чего за счет Западной Беларуси территория БССР увеличилась в два раза, а население выросло с 6 до 11 млн человек.

Выборы в местные Советы состоялись 24 декабря 1939 года. Из 696 756 избирателей свое волеизъявление выразили 690 344, или 99,1% от общего количества. В облсовет выбрано 83 депутата: 59 членов КП(б)Б и 24 беспартийных. В числе народных избранников было 27 женщин (32,5%). Депутатов приветствовали представители рабочего класса, армии, пионерии и крестьянства. В частности, колхозники сельхозартели им. Красной Армии Елагинского сельсовета Витебского района доложили, что в минувшем году собрали 13 ц/га зерновых, 125 ц/га картофеля, 350 ц/га овощей.

Председателем сессии был избран Николай Мельников, секретарь обкома партии. Утвержден регламент работы на 9 января: утреннее заседание с 11.00 до 15.00, вечернее – с 19.00 до 21.00.

На следующий день председатель мандатной комиссии Александр Одновол доложил, что подтверждены полномочия всех депутатов. В их составе было 28 рабочих, 21 крестьянин и 34 служащих. Самая многочисленная группа (37 человек) находилась в возрасте от 30 до 39 лет.

Председателем облисполкома избран Илья Рябцев, депутат от Богушевского избирательного округа, трое его заместителей и начальники отделов.

7 июня облисполкомом утверждено несколько сотен кандидатов на участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В их числе были представители всех профессий: трактористы, механики, доярки, льноводы, овощеводы, маслоделы, ветврачи, агрономы, счетоводы. Для поездки в Москву делегировалась также большая группа детей и молодежи.

Например, кружок юных шелководов Витебского зоомузея в составе Дмитрия Большова, Всеволода Радкевича, Ильи Этингена, Александра Жукова, Петра Прудникова. Ученики 7-8 классов “добились ежегодного получения двух выкормок гусениц дубового шелкопряда, экспериментальным путем установили пригодность для выкормки шелкопряда листьев дуба, малины, березы, орешника, получив на один грамм грены (яйца бабочки) 456 г коконов”.

А вот шестиклассницы Галина Радкевич, Валентина Соколова и Маргарита Полянская из кружка юных цветоводов областного школьно-ботанического сада овладели техникой засушки цветов и изготовления из них художественных изделий. Они установили, что “цветы, засушенные в вазонах с чистым речным песком, не изменяют своей формы и окраски и сохраняют ее продолжительное время”.

Так что флористы могут взять на заметку опыт прежних поколений.

27 августа принято решение о судьбе храма в деревне Слободка Бешенковичского района: “В связи с тем, что помещение бывшей церкви в течение 8 лет находится без всякого присмотра, в силу чего здание пришло в полную негодность, удовлетворить ходатайство Бешенковичского райисполкома от 20.06.1940 г. и разрешить использовать кирпич на отстройку сселившихся с хуторов. Вырученные средства от продажи кирпича обратить в доход государства”.

Однако по каким-то причинам решение не было исполнено. Открытая в 1900 году церковь Николая Чудотворца, сильно обветшавшая, стоит в Слободке по сей день.

Правительственная научная экспедиция взяла под государственную охрану усадьбу Здравнёво. Витебский райисполком подал в вышестоящую инстанцию ходатайство “Об увековечивании памяти великого русского художника И. Е. Репина”.

17 сентября облисполком поддержал предложение, издав постановление следующего содержания:

“1. Просить Верховный Совет БССР присвоить Здравнёвской начальной школе имя И. Е. Репина.

2. Просить Совнарком БССР об отпуске необходимых средств на сооружение в Здравнёво памятника И. Е. Репину в виде бюста на постаменте с надписью.

3. Считать необходимым восстановить в первоначальном виде дом И. Е. Репина и открыть в нем творческий дом белорусских художников и музей”.

Музей-усадьба Ильи Репина “Здравнёво” создан в 1988 году.

1941 год

В конце 1930-х началось движение за переселение в многоземельные и малолюдные районы Сибири и Карелии. В частности, в 1940 году только из Толочинского, Дубровенского, Лиозненского и Сиротинского (Шумилинского) районов в Омскую область переехала 851 семья.

Переселенцы из числа колхозников и единоличников имели льготы. Им выделялись кредиты на обзаведение хозяйством. Они освобождались на два года от поставок государству мяса, картофеля, шерсти, молока и масла.

Снимались все недоимки по налогам, сборам, страховым платежам и обязательным поставкам сельхозпродукции. Обеспечивался бесплатный проезд и провоз до 2 т имущества и скота. На семью выдавалось до трех центнеров зерна с возвратом в течение двух лет. Дом с хозпостройками выделялся в рассрочку на 8 лет с погашением с третьего года.

В начале февраля облисполком утвердил план переселения на 1941 год, который довели до колхозов, имевших излишки рабочей силы. Должны были перехать 6 тыс. хозяйств.

В І квартале выезжали главы семей для строительства жилья на новом месте и подготовки к переселению. В IV квартале предполагалось отправить еще 1 тыс. глав семей в счет плана 1942 года.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА