«Кукольный квартал» изначально зародился на «Славянском базаре в Витебске» как проект для детской аудитории, которого не хватало на фестивале. Однако все больше доказывает, что театр кукол способен не только радовать малышей, но и погрузить в глубокие философские размышления взрослого зрителя.
Программа нынешнего форума тому еще одно подтверждение. Из 11 спектаклей три были рассчитаны на зрителя не младше 14 лет, а один идет с возрастным ограничением 18+. Свои постановки показали коллективы из Беларуси, России и Украины, причем некоторые приезжают уже не первый раз.
Традиционно «Кукольный квартал» начался с «Бременских музыкантов», визитной карточки хозяев сцены – Белорусского театра «Лялька». Также наши кукольники показали и недавнюю премьеру для взрослых своих почитателей – «Художник. Возвращение в Витебск», основанное на мемуарах Марка Шагала.
Пожалуй, один из самых необычных пунктов нынешней афиши – «Сестры Грайи» Минского областного театра кукол «Батлейка» (Молодечно), который впервые приехал на витебский форум искусств.
– Для нас большая гордость участвовать в «Славянском базаре». Быть в его программе – это возможность поднять престиж театра кукол, – отметила директор «Батлейки» Алла Полякова.
Для дебюта выбрали спектакль, который удостоен Национальной театральной премии 2018 года и уже показан на нескольких международных фестивалях. В основе лежат мифы и легенды Древней Греции. В центре – сестры Грайи, которые ассоциируются в мифологии со старостью. Режиссер совместил их образы с сестрами Мойрами – богинями судьбы, которые также могли изображаться в образе седовласых женщин и каждому человеку отмеряли свой отрезок жизни.
Трагедия тела – так определил свою постановку в одном из интервью Евгений Корняг, молодой и талантливый белорусский режиссер, уже успевший получить скандальную репутацию в театральном искусстве благодаря «провокациям» на сцене.
– Постановка без слов, драматургии в классическом ее понимании, основана на пластике, взаимодействии актеров, работе с предметом. Почему 18+? Потому, что прежде всего это глубоко философская постановка, здесь есть над чем подумать. Спектакль экспериментальный не только для нас, но и для отечественного искусства театра кукол в целом, – сказала Алла Полякова.
На такой эксперимент коллектив пошел, дабы привлечь думающую молодежь, убедить, что театр кукол – это не только сказки для малышей, но и современные, необычные, философские постановки, порождающие хаос мыслей, заставляющие сомневаться, переживать взрослого зрителя, чтобы потом прийти к гармонии, которая у каждого своя.
И такие эксперименты удаются. «Кукольный квартал», репертуар белорусских кукольников, в том числе и витебских, во время и вне фестиваля становятся все привлекательнее для взрослой аудитории.
Фото Антона Степанищева.