Автор: . Дата создания:

Народная артистка России, художественный руководитель Государственного академического камерного «Вивальди-оркестра» рассказала, как родилась идея создать единственный в своем роде коллектив, почему он получил имя известного итальянского скрипача-виртуоза и о многом другом.

Глядя на Светлану Безродную за дирижерским пультом со скрипкой в руках на сцене областной филармонии, где она выступала в рамках «Славянского базара в Витебске», трудно представить, что ей уже 84 года. Она потрясает своим задором, влюбленностью в музыку, которая стала сутью ее жизни.

Артистическая натура у Светланы Борисовны от родителей. Ее мама была певицей, отец окончил консерваторию по классу скрипки, но выбрал профессию по второму высшему образованию – медицинскому. Борис Левин был личным врачом Сталина и прошел через жернова репрессий. Во время печально знаменитого «дела врачей» его сослали в Сибирь, откуда он смог вернуться только после кончины своего бывшего пациента и расстрела Берии.

Светлана, как и отец в пору беззаботной юности, выбрала скрипку, поступила в музыкальную школу, затем в консерваторию, стала солисткой «Москонцерта». Первый раз вышла замуж за знаменитого скрипача – народного артиста РСФСР Игоря Безродного.

Вторым ее супругом стал также известный человек – художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков. Рассказывая об этих замужествах, Светлана Безродная отмечает, что дорогие мужчины не видели в ней музыканта, подавляли ее творческую натуру. Поэтому по-настоящему она раскрылась, расставшись с ними.

– Моя новая жизнь началась в пятьдесят пять лет, и связана она с «Вивальди-оркестром». Когда в 1989 году я пришла в Министерство культуры с идеей создать коллектив, который бы состоял только из представительниц прекрасного пола, там меня сразу поддержали. Сказали, что такого еще не было.

Светлана Безродная:  «Женский камерный оркестр» – это звучит! А для меня такое название ассоциировалось с женской баней, женской парикмахерской.

Поэтому родилось другое, связанное с именем моего любимого композитора. Когда еще училась в консерватории, знала, что начну свою большую карьеру с произведения Вивальди «Времена года». Более того, прообразом моего коллектива стал ансамбль, созданный Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века исключительно из девушек.

– А как мужчины-дирижеры отнеслись к вашему коллективу? Уступили как истинные джентльмены место на сцене?

– Сначала просто не замечали или делали вид, что не замечают. Так получилось, что нас вскорости отправили на фестиваль в Мюнхен, потом мы гастролировали по США, России. О «Вивальди-оркестре» стали говорить, и с коллективом стали считаться. Спустя пять лет присвоили звание академического.

Сегодня в репертуаре коллектива более ста эксклюзивных проектов

На сегодняшний день у нас в репертуаре более ста эксклюзивных проектов, мы участвуем в культурных программах крупнейших государственных и правительственных мероприятий, торжественных концертах в Кремле, много гастролируем за рубежом.

– В Беларуси вы часто бываете?

– Именно с Беларуси в 1990 году начинался творческий путь «Вивальди-оркестра». Сюда мы приезжали по три раза в год, как по расписанию, выступали во всех областных центрах, в том числе и Витебске, и заканчивали в Минске. Потом была почти десятилетняя пауза, и в этом году новая встреча. Счастлива, что я в Беларуси. То, что перенесла ваша страна в годы Великой Отечественной войны, немыслимо.

В репертуаре оркестра есть программа мелодий военных лет, которая называется «Песни непокоренной державы». Для меня очень важно сохранять память о защитниках Отечества, о тех, кто был до нас. Играем мы и марши, которые по-особенному звучат в женском исполнении.

– «Вивальди-оркестр» уникален не только своим составом, но и программами, которые вы строите как полноценные спектакли.

– Это интереснее и музыкантам, и слушателям. У нас были музыкальные спектакли «Подмосковные вечера» – к 100-летию со дня рождения Соловьёва-Седого, «Цирк Чарли Чаплина» с участием артистов Московского цирка Юрия Никулина, «Виват, Кальман» и другие. В этом году на «Славянский базар в Витебске» мы привезли программу «Брызги шампанского», в которую вошли образцы довоенной советской и зарубежной эстрады.

Обратиться к ней посоветовал муж – в прошлом журналист-международник, а сейчас продюсер оркестра Ростислав Чёрный. Эта музыка, будучи популярной в двадцатые-тридцатые годы прошлого века, по-прежнему трогает сердца, в том числе и молодого поколения. Когда пришла эра современных носителей, звук стал иным, более агрессивным, жестким. А эпоха оркестрового бельканто была именно в патефонную пору.

Мы слушали старые записи и старались воспроизводить с такой же нежностью, как это звучало тогда

 Преемственность поколений – красная нить передаваемой общенародной памяти, она обобщена в этих звуках. С этими мелодиями, песнями прошли юность, молодость, общая история наших стран. В программу во­шли фрагменты из разных музыкальных проектов, таких, как «Любовь и танго», посвященных 120-летию со дня рождения потрясающего, неповторимого певца Петра Лещенко, французскому композитору, писавшему легкую инструментальную музыку, Франку Пурселю, хиты танцевальных оркестров, произведения из репертуара Гленна Миллера, Ежи Петерсбурского, Эдди Рознера и других популярных в свое время музыкантов. Судя по реакции зала, нам удалось достичь задуманного.

– Среди самых любимых композиторов у вас и Петр Чайковский. В репертуаре оркестра несколько программ, посвященных этому композитору, в прошлом году вы подготовили музыкальный спектакль «Чайковский. Сны о России».

– Этот спектакль посвящен американскому турне Петра Чайковского в 1891 году. Во время первых гастролей в США, когда мы за 51 день дали 44 концерта, слушатели везде просили обязательно исполнить два произведения – «Времена года» Вивальди и струнную серенаду Чайковского.

Светлана Безродная: Американцы боготворят Чайковского

Американцы боготворят Чайковского. Когда он приезжал в США, сам был удивлен, что в этой далекой стране более популярен, чем у себя на родине. Кстати, он был единственным музыкантом из России, кого пригласили в Нью-Йорк на открытие Карнеги-холла. Четыре последних концертных сезона «Вивальди-оркестр» открывает музыкой Петра Чайковского.

– В вашем женском коллективе все-таки есть один мужчина – солист и ведущий Сергей Полянский.

– Сергей – уникальный вокалист, у него великолепный баритон. В свое время окончил МГУ по курсу кибернетики. Понял, что это не его, поступил в ГИТИС и решил посвятить себя музыке.

– Как вы себя чувствуете в качестве члена жюри конкурса «Синяя птица»? Как относитесь к разного рода конкурсным шоу?

– Я очень дорожу своим присутствием на «Синей птице». Меня радуют в детях отвага, страсть к искусству. Складывается ощущение, что не мы их ведем в будущее, а они нас. По поводу шоу – они разные, но если там поют под фонограмму – для меня это эрзац.

– В следующем году «Вивальди-оркестру» исполнится 30 лет. Как собираетесь отмечать?

– В прошлом году был предъюбилейный тур по Поволжью. Открываем сезон в ноябре концертом, представляющим тренды отечественного джаза сквозь призму джаза мирового. Это своего рода демонстрация взаимообогащения, взаимовлияния культур. Затем будет интересная программа, которую проведет великий танцовщик и хореограф Владимир Васильев.

Намечаются большие транссибирские гастроли

 «Вивальди-оркестр» проедет огромное расстояние и даст большое количество концертов в таких городах, как Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул, Иркутск, Красноярск, Ангарск. Основной юбилейный вечер оркестра пройдет в январе 2019 года в зале имени Чайковского.

– Не собираетесь писать книгу? Ваша биография сродни художественному роману.

– Пока все время уходит на музыку. Это роман на всю жизнь!

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА