Золотой голос России на «Славянском базаре в Витебске» показал свое зрелищное шоу под названием «Игра», которое публика оценила неоднозначно.
Одних восхитило театральное представление с перевоплощением певца то в китайского принца, то в римского императора, то в опереточного героя, другие посчитали это безвкусицей и дешевой игрой на публику. Но, судя по горячему приему зрительного зала Летнего амфитеатра и обилию букетов, интерес к Николаю Баскову не пропал. Это же подтвердила и пресс-конференция с артистом, во время которой выстроилась очередь желающих задать вопросы. В числе первых были об «Игре» и «Славянском базаре».
– На «Славянском базаре» первый раз я был 19 лет назад. Можно сказать, витебский фестиваль стал стартовой площадкой для выхода на большую эстраду, поэтому к нему я отношусь с уважением и благодарностью и каждый раз с удовольствием приезжаю сюда. Программа «Игра» для меня этапная. Это не просто концерт, а связанный мостами разговор о жизни, любви. Рад, что удалось осуществить такой масштабный проект. Уже прошло более 50 концертов в разных городах и странах.
– Некоторое время вы не давали концертов, а выступали на корпоративных вечерах. Что побудило вернуться на большую сцену?
– Я заработал много денег и решил вернуться.
– Вы народный артист России, Украины, Чечни и Ингушетии, мастер искусств Молдовы. Как относитесь к почетным званиям? В некоторых странах их просто нет. Например, трудно представить Мадонну народной артисткой США.
– Мы живем не в Америке, и у нас свое выражение почета и уважения. В свое время для моих бабушки и дедушки много значили грамота, значок отличия. Сегодня, может, кто-то пренебрежительно к этому относится, а кто-то считает это оценкой работы, творчества. Я заслужил все звания и горжусь ими.
– Как вы приняли то, что сборная России по футболу не вышла в финал чемпионата мира? Теперь вам не придется жениться на Виктории Лопырёвой (российская телеведущая на спортивных каналах, фотомодель, посол чемпионата мира по футболу 2018 года. – Прим. авт.), которой вы пообещали надеть кольцо в случае победы России?
– Сборная России показала бесподобную игру. Вы бы слышали, как кричала Алла Пугачёва! Я давно не видел таких эмоций. Мы сидели вместе у экрана телевизора. Мы гордимся своим хоккеем, но сейчас можем гордиться и сборной по футболу. Такого уровня игры наша команда давно не показывала. В России любят поругать и полить грязью, но после матча в четвертьфинале с Хорватией стало видно, что мы умеем и ценить, объединяться. Даже проигрыш в данном случае – победа. Что касается Виктории, у нас сейчас непростые отношения. К чему все приведет, не знаю, может, к свадьбе, а может, просто к близким дружеским отношениям. Мы люди творческие, эмоциональные, увлекающиеся. Но могу сказать точно, что Виктория многое изменила во мне. Я счастлив, что одна из красивейших девушек России, которая во всем мире представляет нашу страну, является частью моей жизни.
– На «Новой волне» вы надели костюм покемона. Зачем, ведь ваши поклонники далеко не дети?
– Таким образом я хотел выразить мысль, что в душе все мы дети. И если с юмором относимся к каким-то смешным своим поступкам, всегда будем оставаться молодыми. Сейчас весь мир сходит с ума от покемонов. Можно сказать, что это была своеобразная репетиция моего шоу «Игра».
– Если бы о вас снимали фильм, кого бы хотели видеть в главной роли: Сергея Безрукова или Данилу Козловского?
– Я бы хотел, чтобы меня в старости сыграл Никита Михалков.
– В свое время вы сделали резкий поворот в своей судьбе. Подавали большие надежды как оперный певец, работали в Большом театре России, пели ведущие партии, вашей партнершей была великая Монсеррат Кабалье. И вдруг на сцену вышел Николай Басков – весельчак-балагур. Что стало причиной такой перемены?
– В молодом возрасте я попал в ситуацию человека, который сам не мог решать за себя, шел по указанию продюсеров. Да, все складывалось удачно. В Америке вышел альбом, мои концерты показывала компания BBC, мне предложили серьезный контракт, который ставил меня в зависимость. А я так хотел свободы и, когда ее получил, понял, что это самое ценное. Может, чего-то не достиг на ином пути, а мог бы, но сегодня принадлежу сам себе. Это самый великий подарок судьбы. Просто пою то, что мне нравится. Я еще не заканчиваю свою карьеру. У меня, думаю, впереди много поворотов. Может, кому-то нравится то, что я сегодня делаю, кому-то – нет, но я абсолютно счастлив. И зарабатываю хорошо.
– А в ближайшее время ожидается такой поворот?
– Да, переломом в творчестве можно назвать подготовку новой, неэстрадной программы, которую представлю в октябре. Я подготовил 17 песен на духовную тему. Это современные произведения, написанные популярными авторами, которые никогда не сочиняли в таком стиле.
Я спел много смешных, красивых, популярных песен. А тема духовности захватила после того, как оказался на операционном столе. Стал интересоваться историей, религиями, читать Библию. Если нам плохо, мы всегда обращаемся к Богу. К той силе, которую не знаем, но верим, что она обязательно нам поможет. Презентация альбома «Верую» запланирована в Москве в Кремлевском дворце.
– Наверное, только ленивый не высказал свое отношение к песне «Николай», которую вы исполняете с Натали. Как сами ее оцениваете?
– Это была шуточная песня, записанная к юбилею Владимира Винокура для программы «Аншлаг». Мы не думали, что она вызовет бум и прочно войдет в мой репертуар.
– У вас есть любимые песни?
– Я пою только любимые. Есть особенные. Например, «Памяти Карузо» стала для меня судьбоносной, хотя я не первый ее исполнитель. И, конечно, «Шарманка», которой по традиции заканчиваю концерты.
– Вы как-то говорили, что хотите организовать концерт трех славянских теноров: вы из России, еще из Беларуси и Украины.
– Не отказываюсь от этой идеи. Может, когда-нибудь она осуществится на «Славянском базаре в Витебске».
– Как относитесь к нецензурной лексике, которой сейчас немало на эстраде?
– Я очень люблю группу «Ленинград», нередко выступаю с ребятами в одной программе. Две-три песни могу послушать, но потом становится неудобно. В этом есть что-то низменное. Но понимаю, что на каждого артиста – свое время. Если такие песни слушают, значит, они кому-то нужны. Но есть и другие артисты, поющие о возвышенных чувствах, их творчество находит отклик в сердцах людей, они собирают большие залы.
– Что можете назвать провалом, а что успехом?
– На сегодняшний день самый большой провал – моя семейная жизнь. Я хочу быть счастливым человеком, но у меня это не получается. Может, из-за большой любви к себе как к артисту, который хочет многое успевать, выступать, гастролировать. Не могу порой пойти на уступки в отношениях с другими людьми. Пока это не окончательный провал, есть еще мостик, он шатается, но есть. А самый большой успех – то, что на «Славянский базар» я приехал со своими родителями, которые захотели посмотреть мой концерт в рамках фестиваля.
– Что важнее для артиста: карьера или личная жизнь?
– В моем понимании, артист тот, для кого сцена – жизнь. Поначалу чувствуешь кураж от того, что тебе аплодируют, любят, о тебе пишут, говорят. А потом забывают. Это тяжело пережить творческому человеку. Хочется быть счастливым и на сцене, и в личной жизни. Но, наверное, каждый проходит через свои испытания. Нет людей, которые могли бы определить формулу абсолютного счастья. Хотя она, кажется, проста: жить в гармонии с самим собой.
– Вы много учились: в ГИТИСе, Российской академии музыки имени Гнесиных, в аспирантуре Московской консерватории, аспирантуре факультета государственного управления МГУ. Собираетесь еще продолжать образовываться?
– Учиться можно и нужно в любом возрасте. Я счастлив, что в моей жизни встречаются люди из разных сфер, которые меня чему-то учат и помогают становиться богаче духовно.
– Вы один из самых общительных артистов эстрады. Вам самому нравится эта черта?
– Мне нравятся две другие черты моего характера: отсутствие зависти и неосуждение других людей.
– Вы сказали, что не завидуете. А другие грехи есть?
– В голове крутятся греховные мысли. Иногда хочется кого-то просто прибить, но я же этого не делаю. Культивация доброго отношения к людям, помощи, всеобъемлющей любви прощает грехи.
– Что для вас в шоу-бизнесе является неспортивным поведением и что поведением вне игры?
– В шоу-бизнесе нет оговоренных условий поведения. Это бои без правил.
– Готовы ли продвигать молодых на эстраде?
– Готов помогать, но сейчас на эстраде появляется другое поколение, у которого иные понятия, и мои советы им не нужны. Благодаря YouTube многие быстро находят свою публику, но чаще ненадолго.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.