«Славянский базар в Витебске» дарит встречи с удивительными людьми, представителями разных видов искусства. В этом году зрителям концерта открытия фестиваля посчастливилось увидеть на сцене одного из самых ярких артистов мирового балета Сергея Полунина, который покорил зал Летнего амфитеатра полетом своего свободного танца.
Даже далекие от балета люди знают Сергея Полунина по популярному телешоу «Dance Революция», которое идет на Первом канале, художественным фильмам «Убийство в «Восточном экспрессе» (где он снялся вместе с Джуди Денч, Джонни Деппом, Пенелопой Крус, Мишель Пфайффер), «Красный воробей», «Белый ворон». Но, конечно же, для любителей хореографии имя этого артиста связано с главными партиями в постановках Королевского балета в Лондоне, Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Баварского государственного балета и на других престижных сценах мира.
Танцевальная карьера Сергея Полунина началась в 17 лет, когда он был принят в труппу лондонского Королевского балета. Два года спустя Сергей Полунин стал самым молодым премьером в истории труппы. В 2007 году (в 18 лет) дебютировал на экране, сыграв юного Рудольфа Нуриева в британском документальном проекте «Нуриев: из России с любовью».
Талантливый начинающий воспитанник Киевского хореографического училища смог уехать на учебу в Лондон в школу Королевского балета благодаря поддержке фонда Рудольфа Нуриева. Затем был головокружительный успех в России, США, Германии, Франции. Год назад Сергей Полунин возглавил Академию хореографии Севастополя.
Так сложилось, что до приезда в Витебск танцор не бывал в Беларуси и перед началом своего «Звездного часа» на фестивале искусств делился первыми впечатлениями:
– В Витебске удивительное небо – оно как будто на все 360 градусов развернуто, что позволяет видеть пространство. Я вбираю его энергию. И люди добрые, открытые, теплые. А когда ступил на сцену Летнего амфитеатра, принял решение, что буду танцевать босиком.
– Вам приходилось танцевать не только в театрах. Можете назвать самые экзотические площадки?
– Мне очень нравятся площадки под открытым небом. Выступал в конном павильоне, внутри скалы, на воде. В Швейцарии – в лесу. Самое приятное, когда видишь небо, ощущаешь связь с природой. Она вдохновляет на импровизацию. Когда танцую, я открыт для всего. Порой обыгрываю предметы, случайно оказавшиеся на сцене. Нужно доверять себе и Вселенной. Если заранее обдумал и отрепетировал каждое движение, начинаешь переживать, зажимаешься внутри, и должного результата не выйдет. Надо верить, что все будет хорошо.
– У артистов балета случаются травмы. Как с ними справляетесь?
– К счастью, у меня не было серьезных травм. Если случались, не давал боли взять над собой власть. Я не любитель ходить к докторам. Не делаю массажи, чтобы тело не привыкало к хорошему. Бывало, что травму воспринимал, как наказание за гордыню. Хотел прыгнуть выше всех. И получил физическую боль.
– Работу над ошибками делаете?
– Иногда приятно совершать ошибки. Потом жалею о них, исправляю. Но это не дает гарантии, что завтра не сделаю неверный шаг.
– Вы, наверное, постоянно работаете над телом. Есть ли особая диета?
– Да, конечно. Я не ем хлеб, мучное, молочное. Употребляю только правильную и чистую еду. Если набираю чуть-чуть вес, тело меняется, мне сложнее думать. Занимаюсь каждый день у станка, не даю организму спуска, расслабления. Нуждаюсь в этом.
– Как вы считаете, до какого возраста мужчина может танцевать в балете?
– До 47, пока позволяет тело.
– А Барышников?
– Можно танцевать до 70 лет. Но как?
– Сценическая жизнь артиста балета коротка. Вы уже станцевали столько знаковых партий, о которых можно только мечтать. Что хотите еще успеть?
– Стараюсь построить платформу для танцоров. Пока система несовершенна и не поддерживает таланты. Я бы не участвовал в шоу, не давал интервью, если бы не думал о популяризации искусства, о выполнении своей миссии. В свое время Нуриев много сделал для балета. Его фонд проспонсировал мою учебу. Я тоже стараюсь помогать талантливым детям.
– Хотели бы иметь учеников?
– Быть учителем – это высшее достижение. К этому надо прийти. Я даю мастер-классы, ношу в себе знания моих учителей.
– Довольны ли как ректор результатами первого года существования Академии хореографии в Севастополе?
– Мы только начинаем наращивать обороты. Даем по три – четыре урока в неделю. Полноценно заработаем, когда построится школа. В академию приходят совсем маленькие дети, поначалу они должны получать удовольствие от занятий, потом уже начнется серьезная подготовка. У нас большая государственная поддержка. Пока нравится все, что делается.
– Вы имеете три гражданства: российское, украинское и сербское. Понятно, родом из Украины, жили и работали в России, а почему и зачем сербское?
– Я не всегда задумываюсь, зачем, если дают – беру. Приятно, что сербы захотели дать мне гражданство своей страны. В этом, помимо гордости за то, что тебя почитают, есть и прагматические моменты. Например, я могу без визы поехать в Японию. Паспорт другой страны это новая свобода. Я как-то думал над тем, что хорошо было бы собрать как можно больше паспортов, чтобы потом сказать, как глупо отделяться друг от друга границами, визами.
– А гражданином какой страны себя ощущаете?
– Наверное, везде иностранцем. Я ребенком приехал из Херсона в Киев и был иногородним. В Лондоне 10 лет – иностранцем. Потом жил в России, в разных странах мира и везде не чувствовал себя своим, но и не чужим. Где бы ни пребывал, как губка впитывал историю, культуру, традиции, менталитет народа и начинал верить, что здесь мое место.
– Вы всегда стремились быть первым?
– Этому меня учил спорт. Когда занимался гимнастикой, хотел стать олимпийским чемпионом, в балете – лучшим танцором. Но в искусстве нет первого или второго места, есть лучшее, кем ты можешь быть.
– Вы снимались в кино. Есть еще предложения от режиссеров?
– Да. В сентябре состоится мировая премьера фильма Passion Simple («Обыкновенная страсть»), где я играю главную роль. Его сняла Даниэль Арбид. Картина о любви, сюжет основан на автобиографическом романе Анни Эрно, который очень популярен во Франции. Предлагали сняться в российском сериале – отказался. Мне должно нравиться то, что делаю, важно понимать, что несу в мир. У меня есть танец. Это главное.
– А какие любимые фильмы?
– Есть любимые актеры: Микки Рурк, Марлон Брандо. Могу включить любой фильм с их участием и вдохновляться игрой.
– Как вы относитесь к семейным ценностям? Некоторые считают, что артист должен быть одиноким…
– Для меня семья – самое дорогое в жизни. А когда появился ребенок – это величайшее счастье. Нужно любить, иметь терпение, быть взрослым. Мужчина – это центр семьи, от него все зависит. Если твоя женщина счастлива, тогда и ты счастлив. Не все находят вторую половину. Некоторым хорошо быть одним. Мы все такие разные. Главное наше предназначение – жить и помогать друг другу.
– Вы являетесь лицом многих домов моды. Видимо, на этом хорошо зарабатываете. Когда поняли, что богаты?
– Я не ощущаю себя богатым. Бывало, что уходил от денег, как только понимал, что все сводится только к ним. Мне жизнь дает столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше. Деньги приятно тратить на подарки, на помощь людям.
– Рождение сына не изменило отношение к деньгам?
– Для ребенка самое важное любовь родителей. А родится ли он в Америке за большие деньги или в России бесплатно, неважно.
– Как отдыхаете, восстанавливаете энергию?
– Специального ничего нет. Интуитивно происходят перезагрузки. Себя сжигаю и восстанавливаю. Мне нравится этот процесс. А восстанавливает природа: море, лес, небо.
– В Витебске проходит один из самых известных фестивалей современной хореографии. Приедете?
– Если пригласят, да. У меня есть планы посещать Беларусь. Надеюсь, она станет для меня родной страной.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.