Благодаря выстроенной вертикали власти и исполнительской дисциплине система государственного управления функционирует четко и слаженно даже в самых непростых ситуациях. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на совещании по вопросам совершенствования законодательства о государственной службе, передает корреспондент БЕЛТА.
Александр Лукашенко отметил, что государственная служба является важнейшим общественным институтом и от ее эффективности напрямую зависит успешное развитие страны, повышение качества и уровня жизни граждан.
"За прошедшие более чем четверть века с момента обретения независимости нам удалось выстроить стройную вертикаль власти, сформирован компактный государственный аппарат, обеспечена необходимая исполнительская дисциплина. В результате даже в самых непростых ситуациях система госуправления функционирует четко и слаженно. Лучшим тому подтверждением является консолидация госслужащих и их работа в условиях прошлого года. Это была все-таки лакмусовая бумажка", - заявил Президент.
По его словам, на текущем этапе речь не идет о кардинальном сломе старой системы или реформировании государственной службы, основная задача - придать импульс ее дальнейшему развитию. "Считаю, что самое важное в этой связи - кадры. Нам нужно привлечь в госаппарат не просто квалифицированных и целеустремленных специалистов, способных оперативно решать важные задачи. Нам нужны действительно государственные люди. Будут кадры - тогда будет и система работать. Поступая на службу, человек должен понимать, что его главная обязанность - служить стране и белорусскому народу", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Поэтому особое значение приобретает морально-этический облик госслужащего, его поведение как на работе, так и в быту, заметил глава государства. Он предложил в новом законе ввести знаки отличия для государственных служащих наподобие значков депутата. "Нам надо в законе четко предусмотреть, чтобы каждый государственный служащий в обществе, в обыденной жизни чем-то выделялся. Допустим, значок государственного флага, - предложил Президент. - Если ты государственный служащий, ты должен внешне выделяться в обществе для того, чтобы к тебе могли обратиться люди за помощью, советом, поддержкой и просто с тобой поговорить. Меньше будут бегать в приемные и меньше будут писать писем. И второе - это тест для любого государственного служащего: он должен гордиться тем, что он государственный служащий. В противном случае не надо ему быть государственным служащим".
В то же время Александр Лукашенко обратил внимание на то, что обеспечение высокого статуса и престижности профессии невозможно без закрепления социально-правовых гарантий. Однако эти гарантии должны строго соотноситься с обязанностями и ответственностью каждого сотрудника, добавил Президент. "И здесь не должно быть какого-то перехлеста: если госслужащий, значит, растопырил пальцы, как некоторые у нас ипэшники, айтишники и прочие сторонники олигархата. Он просто должен быть скромным, порядочным человеком и в плане материального обеспечения. Госслужащий - это не значит, что в 10 раз зарплата выше. Но все должно быть достойно, - подчеркнул белорусский лидер. - Чтобы не было этого контраста, как в советские времена при Горбачеве: секретарям райкомов, обкомов и прочим зарплату подняли в два раза и сразу вызвали агрессию у народа, потому что народ жил непросто. То есть вот тут привязанность должна быть к народу".
С другой стороны, обратил внимание глава государства, и нищими государственные служащие тоже не должны ходить. "Тогда, может быть, меньше и коррупции будет. Хотя я не сторонник того, что, если кому-то дать большую зарплату, значит, он взятки напрочь перестанет брать. Всегда денег мало. Но уже будет думать: "Возьму взятку - не только выгонят, посадят. А тут все-таки нормальная зарплата и служба". Поэтому эти вопросы надо четко определить и обозначить", - добавил он.
Александр Лукашенко заявил: статус госслужащего поднимется высоко, но и требования будут соответствующие. Об этом глава государства говорил еще на Всебелорусском народном собрании. В качестве отрицательного примера исполнительской дисциплины Президент привел работу по перерегистрации некоммерческих организаций. "Уже больше месяца прошло - я не вижу реакции со стороны Администрации Президента и присутствующих. Вы что, ждете новой волны? Нам уже политологи, наши сторонники (депутаты и другие) пальцем показывают, уже требуют: "Вы "зачистите" общество, мы видим, что происходило". А мы чего ждем? Вы же знаете, что через эти структуры идет финансирование этих бандитов внутри страны", - заявил глава государства.
На решение обозначенных Президентом задач и направлен проект нового закона "О государственной службе". Работа над ним велась несколько лет. В декабре прошлого года депутаты приняли законопроект в первом чтении. "До его рассмотрения во втором чтении мы договорились обсудить еще раз ключевые положения этого документа вместе с подготовленными в его развитие проектами указов. Нам нужно быть абсолютно уверенными в правильности задаваемых направлений развития госслужбы", - сказал Александр Лукашенко.
Он поинтересовался, насколько новый закон будет отвечать текущим и перспективным требованиям государства и общества, какие предусмотрены подходы для достижения баланса дисциплины, ответственности госслужащих и повышения престижа государственной службы. "Еще раз подчеркну свои требования: права и обязанности госслужащих, правила их поведения должны быть сродни военным, а, может быть, где-то даже и выше. Но палку перегнуть, конечно, ни в коем случае нельзя", - заявил белорусский лидер.
Как доложил на совещании глава Администрации Президента Игорь Сергеенко, действующий закон о государственной службе принят в 2003 году. "Учитывая то, как изменился мир, какие вызовы ставит перед государством время, мы видим, что вопрос совершенствования государственной службы актуален как никогда, - сказал он. - События прошлого года показали, что выстроенная система государственного управления эффективна и сильна. Но не менее сильны возрастающие в последние годы угрозы и риски, которые требуют принятия соответствующих мер для защиты нашей государственности и суверенитета".
Игорь Сергеенко напомнил, что три года назад по поручению главы государства была создана рабочая группа и в последующем на площадках Совета Республики, Администрации Президента, Академии управления неоднократно проходили обсуждения новой редакции закона о госслужбе и разработанных в ее развитие проектов указов. "Законодательные новеллы направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов, престижа государственной службы и, что немаловажно, качества подбора государственных служащих", - подчеркнул глава Администрации Президента. По его словам, одним из неизменных принципиальных требований к системе остается то, что в ней должны работать исключительно профессионалы, преданные своей стране.
Проект нового закона о государственной службе был подготовлен по поручению Президента, данному еще в июле 2018 года. Законопроект разработала межведомственная рабочая группа, в состав которой входили как представители государственных органов, так и ученые и эксперты, которые не являются государственными служащими.
В проекте закона закрепляется целостная система государственной службы, состоящая из государственной гражданской службы, военной службы, службы в военизированных организациях. По мнению разработчиков, это будет способствовать устранению противоречий в правовом регулировании, а также заложит фундамент для сближения и выработки унифицированных подходов в регламентации различных видов государственной службы.
В документе предусмотрены общие для всех государственных служащих нормы, определяющие принципы госслужбы и понятия. Вводится реестр государственных гражданских должностей и совершенствуется существующая система классов государственных служащих. Реестр позволит дифференцировать гражданские должности и соответствующую им оплату труда в зависимости от уровня государственного органа, возлагаемых на гражданского служащего полномочий, уровня квалификации, стажа гражданской службы. В этих целях подготовлен проект указа о государственных гражданских должностях.
Предусматривается также усиление дисциплины и ответственности гражданских служащих в целях сближения их правового статуса с военнослужащими. В частности, определяется понятие служебной дисциплины гражданских служащих и способы ее обеспечения по аналогии с требованием воинских уставов и уставов военизированных организаций, закрепляются общие требования к этическому поведению гражданских служащих по аналогии с положениями действующих дисциплинарных уставов, распространяющие свое действие как на служебное поведение, так и на поведение в быту. Для этих целей в качестве приложения к закону разработаны общие требования служебной этики государственных гражданских служащих. Несоблюдение требований служебной этики повлечет применение к гражданскому служащему мер дисциплинарного воздействия.