Автор: . Дата создания:

Основной Закон нашей страны - Конституция Беларуси - был принят 15 марта 1994 года путем всенародного референдума. В этом году мы отмечаем 30-летие со дня этого важнейшего события в истории независимого государства. О роли Конституции в современных условиях, развитии народовластия в стране и востребованности института конституционной жалобы в интервью БЕЛТА рассказал председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.

- Каково значение Основного Закона для страны и белорусских граждан сегодня, в условиях внешнеполитической турбулентности?

- Принятие в 1994 году Конституции независимой Республики Беларусь, определившей стратегические цели развития белорусского общества и государства, установившей основы государственного строя, гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, является, безусловно, исторически значимым событием для народа Беларуси.

Конституция не только на формальном юридическом уровне закрепила суверенитет страны. Как следует из ее преамбулы, народ Беларуси заявил о себе как о полноправном субъекте мирового сообщества, подтвердил преемственность с многовековой историей развития белорусской государственности.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что Республика Беларусь идет по эволюционному конституционному пути развития, без социальных революций и потрясений. Общественные процессы, которые мы видим в различных странах мира, убедительно свидетельствуют, что сохранение стабильности в обществе в современных условиях достигается при соблюдении приоритета в государственном и общественном развитии исторически выработанных народом ценностей и целей, аккумулированных в Конституции.

В своих посланиях Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что в современном общественном развитии первостепенное значение имеет соблюдение принципов конституционной законности, верховенства Конституции, сохранение фундаментальных конституционных основ белорусского государства, обусловливающих конституционную идентичность.

Подчеркну, что процессы глобализации, геополитические трансформации постоянно актуализируют вопросы укрепления государственного суверенитета, сохранения национальной самобытности народа, конституционной идентичности, опирающихся на богатое культурно-историческое наследие Беларуси.

В современных условиях Конституция является не только документом высшей юридической силы, но и выступает как наполненный реальным содержанием общественный договор, на основе которого достигаются согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью.

При этом динамика общественной жизни обусловливает необходимость постоянного глубокого осмысления и неукоснительного соблюдения конституционных положений, осознанного понимания необходимости жить и работать по Конституции. Такой подход выступает одним из основополагающих факторов дальнейшего устойчивого развития Республики Беларусь.

- Новым этапом в политическом и социально-экономическом развитии страны стало вступление в силу обновленной Конституции, принятой по итогам республиканского референдума 27 февраля 2022 года. Уже два года мы живем с обновленным Основным Законом. На Ваш взгляд, каким образом важнейшие изменения отразились на системе госуправления и жизни граждан Беларуси?

- Изменения и дополнения, внесенные в 2022 году в Конституцию Республики Беларусь, учитывают назревшие объективные потребности общества, отвечают стратегическим целям и задачам государства.

Обновленной Конституцией сохранена президентская форма правления с перераспределением полномочий Президента, парламента и правительства исходя из их конституционных функций: в определенной мере ограничены полномочия Президента в законотворческом процессе - исключено право Президента издавать декреты как законодательные акты; правительство наделено дополнительными полномочиями в сферах науки и инноваций, государственно-частного партнерства; усилена роль правительства в управлении бюджетно-финансовой сферой государства; расширены полномочия парламента в решении кадровых вопросов и осуществлении контрольных функций.

Указанные изменения уточнили закрепленные за каждым органом государственной власти полномочия для эффективного их выполнения, исключения дублирования, укрепили демократическое устройство общества и государства, систему государственной власти.

Конституционные положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав лиц с ограниченными возможностями, молодежи, государственной поддержки семьи, а также в сфере здравоохранения.

Положениями обновленной Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Такой подход базируется на традиционном для Беларуси уважительном отношении к человеку труда, создающему общественные блага.

Конституционно-правовой статус личности, закрепленный в обновленной Конституции, - совокупность прав, конституционных обязанностей и ответственности - направлен на формирование инициативной, творческой деятельности граждан в различных сферах на благо общества.

- Изменения в Конституции повлекли масштабный пересмотр и обновление законодательства. Был ли включен в эту работу Конституционный Суд Беларуси?

- Одним из основных направлений нормотворческой деятельности государственных органов после принятия в 2022 году на республиканском референдуме изменений и дополнений Конституции было приведение законодательства в соответствие с ними. Конституционный Суд также принял участие в этом процессе.

В Конституции существенно изменены компетенция, порядок формирования и деятельности Конституционного Суда. В связи с этим возникла необходимость приведения в соответствие с конституционными положениями законов, на основе которых функционирует Конституционный Суд, - Кодекса о судоустройстве и статусе судей и Закона "О конституционном судопроизводстве".

Конституционным Судом были разработаны проекты законов об изменении этих законодательных актов. Данные проекты взяты за основу для дальнейшей работы с ними рабочей группы, сформированной из представителей различных государственных органов, включая представителей Конституционного Суда.

По результатам этой работы приняты два закона, которыми внесены изменения в Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в новой редакции изложен Закон "О конституционном судопроизводстве". Одновременно для обеспечения их комплексной реализации внесены изменения в положения ряда иных кодексов и законов: Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и иные процессуальные кодексы, Налоговый кодекс, Закон "Об исполнительном производстве".

Что касается иных законодательных актов, то исходя из положений обновленной Конституции принят новый Закон "О Всебелорусском народном собрании", скорректированы нормы законов о статусе и полномочиях Президента Республики Беларусь, парламента, Совета Министров и иных законов. В соответствии с Законом "О нормативных правовых актах" Конституционный Суд принимал участие в подготовке проектов этих законов на стадии их согласования в части, касающейся взаимодействия Конституционного Суда с государственными органами, для выработки и развития законодательных механизмов реализации Конституционным Судом возложенных на него конституционных полномочий.

- Нормы обновленной Конституции Беларуси стали новым шагом по пути развития народовластия. Имею в виду статус и полномочия Всебелорусского народного собрания. Этот представительный орган народовластия призван обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Как Вы оцениваете его роль как антикризисного органа?

- Установленные в Конституции полномочия Всебелорусского народного собрания направлены на реализацию стабилизационной, консолидирующей и программно-стратегической конституционных функций высшего представительного органа государства, которые нацелены на объединение общественно-политических сил в государстве, совместное решение важнейших общегосударственных задач, определение путей дальнейшего развития страны с учетом всех внешних и внутренних факторов.

Всебелорусское народное собрание как орган народовластия с широким народным представительством по сути выражает волю народа и служит дальнейшему укреплению демократических начал современного белорусского государства.

- В связи с перераспределением полномочий на Всебелорусское народное собрание возложен ряд важнейших функций. На Ваш взгляд, готово ли само общество к достойному, качественному их выполнению?

- Всебелорусское народное собрание является важнейшим современным институтом представительной демократии, который восходит по своей конституционно-правовой природе к историческим традициям белорусского народа по коллегиальному принятию важнейших для общества и государства решений.

Закрепление в обновленной Конституции статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия знаменует переход к социальной демократии, обеспечивает более активное вовлечение и непосредственное участие граждан в управлении страной, расширяет гарантии народного представительства, укрепляет незыблемость устоев народовластия.

Состав делегатов Всебелорусского народного собрания, порядок его формирования, определенный Законом от 7 февраля 2023 года, позволяют в рамках конституционно-правового поля учитывать голос и волю всего народа, принимать на самом высоком уровне единое решение, являющееся обязательным для исполнения всеми государственными органами.

- В развитие соответствующей нормы Конституции новой редакцией Закона "О конституционном судопроизводстве" в национальную правовую систему введен институт конституционной жалобы. Насколько востребованной видится эта форма защиты конституционных прав и свобод граждан?

- Конституционная жалоба является наиболее распространенной формой защиты конституционных прав и свобод граждан. Все страны постсоветского пространства и большинство европейских государств имеют в различных формах институт конституционной жалобы.

Конституционный Суд последовательно и принципиально занимал позицию о необходимости прямого доступа граждан к конституционному правосудию.

Установление обновленной Конституцией возможности обращения гражданина о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по мнению гражданина, нарушены его конституционные права и свободы, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси и свидетельствует о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.

С момента вступления в силу с 1 октября 2023 года Закона "О конституционном судопроизводстве" в Конституционный Суд поступило более 50 обращений граждан о проверке конституционности законов, примененных в конкретном деле, которые, по их мнению, нарушают конституционные права и свободы.

Поступающие в Конституционный Суд жалобы граждан изучаются в установленном законом порядке. В случаях несоответствия конституционных жалоб положениям Закона "О конституционном судопроизводстве" граждане уведомляются о необходимости соблюдения соответствующих требований закона.

Анализ показывает, что многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.

Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.

Таким образом, институт конституционной жалобы является важным фактором соблюдения конституционной законности в законодательном процессе и правоприменительной практике, создает условия для непосредственного доступа граждан к конституционному правосудию, что позволяет устранять искажение конституционно-правового смысла норм закона при применении в конкретном судебном деле. Это повышает доверие общества к публично-правовым институтам и законодательному регулированию.

Выражаю уверенность, что наши граждане будут активно использовать такой новый для нашей правовой системы механизм защиты своих конституционных прав, как конституционная жалоба.