Автор: . Дата создания:

Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. на открытии восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва 

ВРЕМЯ НОВЫХ РЕШЕНИЙ 

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Открывается восьмая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

Символично, что это происходит в момент, когда страна отмечает важнейший государственный праздник - День Конституции. Сегодня для каждого белоруса он приобретает особое значение. Государством и обществом проделана беспрецедентная работа. Обновленная Конституция в буквальном смысле создавалась народом и для народа.

Сделав свой выбор, люди проголосовали за суверенитет, гражданский мир, социальную справедливость и эволюционный путь развития. И теперь нам всем вместе предстоит выполнить ответственную созидательную миссию по воплощению норм Основного закона в жизнь.

Одну из ключевых ролей в формировании нового облика Беларуси призван сыграть парламент. Пользуясь возможностью, хочу искренне поблагодарить депутатский корпус, принявший активное участие в организации общественного диалога, подготовке проекта Конституции и проведении референдума

Убежден, что каждый депутат осознает всю степень ответственности за те решения, которые нам предстоит принять на этом судьбоносном для Родины этапе, и готов активно включиться в работу по выполнению стоящих перед Палатой представителей задач.

Надо сказать, что мы связаны достаточно жесткими временными рамками и любое промедление в достижении поставленных целей влечет серьезные издержки для страны, граждан, нашего общего будущего.

Наиважнейшая задача сегодня - начать системную работу по приведению действующего законодательства в соответствие с Конституцией. В течение двух лет предстоит откорректировать около 100 законов, включая 20 кодексов Республики Беларусь. Поэтому нам принципиально важно четко расставить приоритеты законодательной деятельности и определиться с графиком их реализации.

Уже в этом году мы должны принять законы о Всебелорусском народном собрании и гражданском обществе. Законы сложные, но в силу их особой востребованности в ближайшее время нужно обеспечить их подготовку и внесение в Палату представителей. Определенные наработки у депутатов имеются, и их реализацию надо ускорить.

Самое пристальное внимание следует уделить участию депутатского корпуса в подготовке поправок в законы о Президенте, правительстве, а также в Избирательный кодекс.

В оперативном порядке необходимо скорректировать и основополагающие для нас правовые документы - законы о Национальном собрании, о статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, а также внести изменения в Регламент Палаты представителей.

Естественно, приведение действующих законов в соответствие с Конституцией - это только одна из составляющих работы по трансформации законодательства. Депутаты должны принять самое активное участие в подготовке Концепции правовой политики, определяющей стратегию совершенствования национальной правовой системы на новый период.

Учитывая характер предстоящей работы, постоянным комиссиям нужно обеспечить четкое планирование и тесную координацию своих действий с Администрацией Президента, правительством, иными заинтересованными органами.

Работа предстоит напряженная. Однако это не должно сказаться на качестве решения наших текущих задач, рассмотрении законопроектов, которые находятся в постоянных комиссиях или будут внесены в Палату представителей в соответствии с планом их подготовки на 2022 год.

Неопределенная внешнеполитическая обстановка обязывает нас принять все необходимые правовые меры, чтобы обеспечить экономическую безопасность страны и сохранить достойный уровень жизни белорусов.

На наших глазах рушится старая система мирохозяйственных связей. Перекраиваются мировые рынки. Разрываются логистические, технологические и финансовые цепочки. А торгово-экономические войны и санкции уже вплотную подвели мир к катастрофе.

Разумеется, Беларусь обладает серьезным запасом прочности. Но нужно адаптировать национальную экономику к работе в этих жестких и порой непредсказуемых условиях, обеспечив при этом сохранение ее стратегических отраслей, ключевых производств и рабочих мест.

На это должна быть нацелена и наша работа над проектом закона о республиканском бюджете. Уже сейчас следует готовить конкретные предложения. Несмотря на все сложности, необходимо сохранить социальную направленность бюджета. В этом плане важно задействовать ту информацию, которая была обобщена нами в ходе общественного обсуждения проекта изменений в Конституцию на диалоговых площадках, в трудовых коллективах.

Наряду с обеспечением поддержки предприятий государственного сектора необходимо проработать действенные меры по сохранению и развитию частного бизнеса, который вносит существенный вклад в экономику страны.

Надо внимательно изучить предложения о государственном стимулировании деловой инициативы, поощрении предпринимательской деятельности. В стране много людей, которые готовы приносить пользу обществу. Им следует предоставить больше свободы, упростить правила ведения бизнеса, чтобы они не тратили время на пустую бумажную волокиту, а занимались своим непосредственным делом. Вместе с тем различного рода контролирующим органам следует пересмотреть свою работу, отказаться от формализма и минимизировать количество необоснованных проверок. Это особенно важно в плане выравнивания экономических потенциалов регионов.

С учетом ожиданий граждан должна быть решена и задача по совершенствованию земельных отношений. Справедливые базовые правила распоряжения землей - фундамент социальной стабильности. Именно с позиции этого тезиса главы государства необходимо подойти к корректировке Кодекса о земле.

Подготовку и принятие решений по обеспечению экономической безопасности следует тесно увязать с участием парламентариев в реализации 28 союзных программ, ведь сама жизнь подтверждает правильность линии лидеров двух наших стран на более тесное сотрудничество.

В рамках Парламентского собрания Союза Беларуси и России принято решение увеличить численность его комиссий с 8 до 12. Такой шаг позволяет союзным парламентариям более эффективно влиять на ход выполнения положений Договора о создании Союзного государства.

Что касается первоочередных задач по реализации внешнеполитического курса страны, то сегодня они прежде всего обусловлены нарастанием глубочайшего кризиса, который разразился в отношениях Востока и Запада.

Мы постоянно говорили о недопустимости политики санкций, давления и угроз, о том, как опасно игнорировать принцип неделимости безопасности. Белорусы, ставшие жертвами нацистского геноцида, не приемлют войну на уровне генетической памяти. И даже сегодня, когда мир стоит на грани ядерного конфликта, мы активно выступаем за создание надежных механизмов обеспечения глобальной безопасности и формирование справедливой и взаимовыгодной системы экономического сотрудничества. Об этом свидетельствуют усилия главы белорусского государства по созданию условий для проведения мирных переговоров между Украиной и Россией, а прежде всего - его инициатива о перезапуске Хельсинкского процесса, выдвинутая еще пять лет назад.

Совершенно очевидно, что другой альтернативы этой мирной инициативе сегодня не существует. Поэтому ее активное продвижение на всех уровнях и во всех форматах международного парламентского диалога остается нашей главной задачей на внешнем контуре. Глубоко убежден, что выход из сложившейся ситуации возможен только на пути ее реализации. Искренне надеюсь, что западные политики прозреют и мы увидим с их стороны реальные шаги в этом направлении.

В настоящее время нужно сосредоточиться на развитии всесторонних отношений с нашими союзниками и партнерами прежде всего в торгово-экономической сфере. Беларусь - экспортно ориентированная страна. Поэтому проблемы в мировой экономике действительно создают для нас определенные трудности. Но вместе с тем они содержат в себе и потенциальные возможности. Отыскать их и использовать в своих интересах крайне важно.

Необходимо укрепить взаимодействие с Министерством иностранных дел и белорусскими дипломатическими миссиями на местах, содействовать установлению региональных связей.

Разумеется, депутаты не заключают конкретные торговые сделки. Но информационная составляющая в наращивании бизнес-контактов очень важна, поскольку позволяет намечать перспективы сотрудничества, находить свободные ниши на рынках и новых партнеров.

С учетом санкций против Беларуси надо четко определить группы стран, с которыми мы можем сосредоточиться исключительно на политическом аспекте диалога, и те государства, где этот диалог может принести реальную экономическую отдачу. Это должно стать дорожной картой нашей дальнейшей деятельности, и Постоянной комиссии по международным делам во взаимодействии с МИД следует оперативно заняться ее разработкой.

Постоянный рост цен на продовольствие говорит о том, что спрос в мире на него в ближайшие годы не уменьшится. Надо использовать эту ситуацию для раскрытия экспортного потенциала нашей страны как одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции. Я обращаюсь к руководителям парламентских групп дружбы - эти вопросы должны быть на вашем персональном контроле.

Следует активнее содействовать продвижению отечественных товаров на рынки России и Китая. Все условия для этого созданы в рамках договоренностей по Союзному государству, а также Директивы о развитии двусторонних отношений с КНР.

Нужно укреплять контакты с нашими традиционными партнерами по СНГ и ЕАЭС, странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, проработать перспективы реализации договоренностей, достигнутых на полях 36-й Ассамблеи Латиноамериканского парламента, которая прошла в Панаме в феврале этого года. Речь, в частности, идет о возможности подписания Соглашения о сотрудничестве между Национальным собранием Беларуси и парламентом МЕРКОСУР.

Что касается нашего участия в работе по линии Межпарламентского союза и ПА ОБСЕ, то здесь надо сделать акцент на объединительных инициативах гуманитарного характера. При этом мы должны жестко реагировать на любые враждебные выпады против Беларуси, распространение лжи и попытки протаскивания на международных парламентских площадках надуманных антибелорусских резолюций.

Ближайшим поводом для этого станет 144-я Ассамблея Межпарламентского союза, которая пройдет в Индонезии 20-24 марта этого года. Нашей делегации в тесной связке с геополитической группой "Евразия" необходимо быть готовой отразить возможные провокации в отношении Республики Беларусь.

Нельзя снижать и набранные темпы общения с избирателями. Люди хотят продолжать диалог. И наш долг - сделать так, чтобы они из первых уст узнавали о развитии ситуации вокруг Беларуси и ходе конституционной реформы.

При этом важно действовать предельно открыто, так как недостаток информации сразу же заполняется нашими оппонентами. А в чем состоят их истинные цели, все уже прекрасно понимают.

Надо разъяснять гражданам, где правда, а где ложь, развенчивать фейки, доводить позицию власти по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики. А самое главное - видеть проблемы и с местными властями, руководителями предприятий решать их, не допуская социальной напряженности.

Безусловно, следует продолжить мониторинг цен на социально значимые товары и услуги, отслеживать работу местных органов власти по решению социальных вопросов, особенно по поддержке наиболее уязвимых категорий населения - пенсионеров, инвалидов, многодетных семей.

Причем важно не просто констатировать проблемные вопросы, но и продумывать алгоритмы их решения. Информацию, собранную депутатами, нужно серьезно анализировать и на системной основе готовить конкретные предложения в адрес местных властей, правительства, а также выдвигать соответствующие законодательные инициативы.

Уважаемые участники заседания!

Завершая свое выступление, хочу сердечно поздравить вас, наших избирателей, чью поддержку мы ощущали на всех этапах общественного диалога, с Днем Конституции и пожелать всем нам успехов в ее реализации.