В проекте БЕЛТА "Страна говорит" на тему "Конституция и референдум" заместитель начальника отдела правовой, аналитической и методической работы аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь Иван Толкач рассказал о масштабах работы по корректировке Избирательного кодекса и основных изменениях в нем.
"Работа проделана огромная. Перед началом этой работы не было четкого понимания: все-таки это будут изменения и дополнения в кодекс либо будет новая редакция кодекса, то есть настолько большой был объем изменений. Помимо имплементации тех положений, которые стали новыми для Основного закона страны, все-таки был накоплен огромный опыт правоприменительной практики за 10 лет, а именно 10 лет прошло с момента более-менее масштабных корректировок Избирательного кодекса (это было в 2013 году, в 2015-м были небольшие технические изменения, касающиеся уточнение понятия иностранных инвестиций). Тогда вносились точечные правки в Избирательный кодекс", - рассказал Иван Толкач.
Представитель ЦИК остановился на конкретных изменениях, которые коснулись Избирательного кодекса. "Мы многие статьи кодекса скорректировали в части более тесного взаимодействия с сетью Интернет, с другими нашими электронными системами. Это и требования к кандидатам в депутаты, кандидатам в целом на выборные должности, помимо тех цензов, которые предусмотрены избирательным законодательством. Также введен четкий запрет на (недопустимость наличия. - Прим. БЕЛТА) документы о гражданстве или подданстве, на документы, дающие право на льготы либо какие-то преференции, здесь имеются в виду документы иностранных государств ", - отметил Иван Толкач.
Он пояснил, что это будет способствовать большей защите нашего правового и общественного поля от внешних вмешательств. "Оценка выборов с точки зрения их конституционности и легитимности - это полномочия Всебелорусского народного собрания, которые добавляются в избирательное законодательство. Само собой, это выборы депутатов всех уровней в единый день", - добавил замначальника отдела.
Председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Валентин Семеняко также поделился мнением о преимуществах белорусского избирательного законодательства. "Исходя из опыта международного наблюдения, я участвовал в наблюдении за выборами в Государственную думу. Есть на постсоветском пространстве два подхода. Один подход - когда Избирательный кодекс регулирует избирательное законодательство. Здесь все сбалансировано, взаимосогласовано, потому что в одном документе это легче даже найти. Второй подход - когда несколько законов регламентируют закон о референдуме, закон о выборах президента и так далее. И в России такой подход, - сказал Валентин Семеняко. - Когда мы работали в составе Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ, то выявили противоречия в этих законах. То есть законы, которые регулируют избирательное право в Российской Федерации, противоречат один одному. И мы в качестве рекомендации указали, что необходимо все-таки переходить к кодексу".
"Очень правильный подход был выбран когда-то белорусскими законодателями. У нас и другие сферы кодексами регулируются. Это наш национальный подход к законодательной деятельности. Очень важно, что документ, который регулирует такую важную, чувствительную для общества сферу, именно принимается в виде кодекса. Мы от этого не отказались, и это замечательно", - заключил Валентин Семеняко.
Фото БЕЛТА.