Автор: . Дата создания:

Известные во всем мире спортивные бренды «Аdidas» и «Puma» выросли из семейного предприятия, которое появилось после Первой мировой войны, когда  состояние экономики Германии было чудовищным, вокруг – безработица и гиперинфляция. Чтобы как-то выжить, семейство Дасслер решило начать шить обувь. Так как других материалов под рукой не было, верх делали из списанной военной формы, подошву – из старых автомобильных покрышек. А чуть позже придумали первые футбольные бутсы, шипы для которых выковал местный кузнец. Стоит ли говорить, что впоследствии эта обувь стала безумно популярной, а бренд достиг финансовых высот… Подобных фактов в истории много. И все они доказывают, что тяжелые для экономики моменты открывают новые возможности. Всегда есть люди, которые думают, рискуют и достигают в последующем успеха.

Сегодня в нашей стране наблюдаются некоторые пессимистичные настроения из-за сложностей в экономике. Кто-то и вовсе уходит с рынка, но кто-то и приходит. Каковы сегодня перспективы роста? Настало время финишировать или стартовать? В этом нам помогут разобраться эксперты, с участием которых мы решили подискутировать на данную тему:  

Александр Трофимов, начальник управления развития предпринимательства
комитета экономики облисполкома;

Евгений Климентёнок, председатель Витебского областного комитета профсоюза
различных форм предпринимательства «
Садружнасць»;

Анна Григорьева, собственник унитарного частного предприятия «НПЦ «Спецсистема»,
магистр экономических наук МВА, член совета Ассоциации нанимателей и предпринимателей;

Михаил Кейзеров, директор инкубатора малого предпринимательства,
базового центра поддержки предпринимательства ООО «Правовая группа «Закон и порядок».

Александр Трофимов: Если смотреть на статистику, то общая картина такова: за 2015 год в Витебской области зарегистрировано 3 700 индивидуальных предпринимателей,  исключено из Единого государственного реестра 6 240. Юридических лиц вновь создано около 590, исключено – около 700. Как видим, падение достаточно серьезное, и оно закономерно, так как есть падения в экономике.  Правда, стоит учитывать, что процессы исключения из реестра длятся довольно долго, то есть в стадии ликвидации субъекты могли находиться 2-3 года. Общаясь с представителями малого и среднего бизнеса, могу сказать, что многие сегодня заняли позицию  выжидания. Для тех, кто занимается экспортом, это связано в том числе и с ситуацией в соседней России. Предприятия сейчас стремятся к экономии за счет снижения затрат на производство. Но сложность положения может и благотворно повлиять на бизнес, потому что начинается активный поиск возможностей для создания новых видов конкурентоспособной продукции, участие в стартапах как источниках инновационных идей. То есть сегодняшняя ситуация является своеобразным толчком для развития.

Евгений Климентёнок: И тем не менее аспектов закрытия субъектов хозяйствования и ИП много. Буду говорить о том, что слышу от самих предпринимателей. Первое, это снижение объема финансов, ухудшение системы расчетов организаций друг с другом. В итоге предприятию тяжело выплатить зарплату или  взяться за новый проект. Второе, отсутствие комплексной государственной поддержки бизнеса. То есть она есть, но каждое ведомство реализует свою работу, и порой между ними нет согласованности. Госстандарт рассказывает, что должно быть с точки зрения Госстандарта, налоговая – со своей стороны, МЧС, санстанция и так далее. Иной раз  в этом непросто разобраться.

Михаил Кейзеров: У нас действительно очень сложное законодательство в данных  вопросах. Здесь необходима либерализация.

Е. К.: Вроде хотим бизнес поддержать, однако в то же время  многие сетуют на ужесточение проверок и санкций по их результатам. Да, все должны соблюдать законодательство. Но штрафные санкции такие, что после их уплаты предприятие не может работать. Подобные примеры среди членов нашего профсоюза есть. Контрольные мероприятия следует направлять, в первую очередь, на предупреждение, они должны стимулировать делать все правильно, а не закрыть или вообще не начинать свое дело.

М. К.: Вы знаете, сейчас на самом деле волшебное время для сильных личностей. Чем жестче условия, тем больше появляется предпринимателей-бриллиантов, которые умеют быстро переключаться и не зацикливаться на отрицательных моментах. Потому что чем темнее ночь, тем ярче звезды, если кто-то  прекращает деятельность – больше освобождается ниш. Способные люди сейчас развиваются, вкладывают деньги. Когда рынок в течение пяти лет восстановится, они будут на коне, потому что, когда все стонали, они действовали. Всегда были яркие личности.

Анна Григорьева: Это точно. К сожалению, не может каждый второй, даже каждый десятый быть предпринимателем, и порой нужна не одна попытка, чтобы стать успешным.    

М. К.: Когда возникла ситуация с сертификатами для ИП, ко мне пришел предприниматель с одного из рынков, в то время один из немногих, кто не закрыл свой роллет. Так вот, таких хороших выручек у него еще никогда не было. А многие сейчас объединяются, чтобы вместе делать те же сертификаты. Какой вывод? Надо думать, крутиться, стать умнее, сильнее, быстрее, энергичнее, эффективнее. Кризис – двигатель прогресса. Поэтому сейчас не время финиша и не время старта, а время перерождения, развития.

А. Г.: Посыл правильный. Взять, например, «Эвиком»: смотришь на предлагаемый ИП товар в роллете, потом идешь в сетевые магазины, а там все дешевле. Зачем тогда жаловаться? А кто создает эти торговые сети? Такие же предприниматели, которые увидели тенденции, просчитали наперед и стали развиваться. Что касается наказаний и штрафов, родители (у нас семейное дело) меня всегда учили: вести прозрачный бизнес гораздо дешевле. Я не верю, что налоговая наказывает просто так. К тому же 25-летний опыт деятельности нашей компании подтверждает: если ты что-то сделал по незнанию, можно все объяснить, проверяющие органы абсолютно адекватны. А лучше работать на опережение: если чего-то не знаешь, позвони и уточни. Да и клиенту сегодня нужен комплекс услуг, а не просто продукт, отсюда и появляются холдинги, укрупняется бизнес. В Европе работа строится на кооперации науки и бизнеса. К примеру, в Штутгартском университете есть группа компаний, которые создали фонд и инвестируют в проекты студентов. Почему бы не наладить подобное партнерство у нас еще и с государством и для таких компаний предусмотреть определенные преференции?  

   А. Т.: С точки зрения государства механизмы поддержки развития предпринимательства есть. Другой вопрос, насколько они используются. Пора обратить внимание на производственный бизнес, преференции должны быть для тех, кто занимается инновационной продукцией. Да, есть механизмы определенной поддержки – возможность работы на территории свободной экономической зоны, Декрет №6 об определенных  льготах для тех, кто создает производственный бизнес в сельской местности. Государство помогает вполне достаточно. Но стоять на месте нельзя. Должна быть благоприятная среда для развития бизнеса: более доступные ставки по кредитам, наличие квалифицированных кадров, возможность приобрести долго арендуемое имущество. Понимание собственности – «мое» – тоже двигатель бизнеса.

А. Г.: Но может быть и по-другому, я с этим сталкивалась лично. Мы арендовали помещение, сделали там ремонт с перепланировкой, вложили деньги, а потом нам сказали, что необходимо освободить помещение. Переживали, но пошли и купили свое, приложив все возможные усилия. Так что и здесь есть выход из ситуации, нужно думать, искать варианты.

Е. К.: Те, кто не думает, уже закрылись. Остальные находят  выход из ситуаций.

А. Г.: Да, мы на предприятии тоже сократили зарплату, у нас режим жесткой экономии, но наши работники не в центре занятости. Они нас понимают и видят: мы не бездействуем, сейчас собираемся на выставку в Ганновер, чтобы оттуда привезти идеи и здесь внедрять новое, развиваться в своей стране. Это я о том, какой бизнес сегодня выживает.

М. К.: Правильно. Если мы что-то хотим изменить, мы должны изменить свое сознание, свой взгляд на вещи.  

А. Г.: Кто-то считает, что мне в бизнесе повезло. Но давайте не будем лукавить. Что за этим стояло? Огромный труд, желание что-то делать, понимание, что нельзя стоять на месте. Это постоянная кропотливая работа. Когда выступаю перед студентами, они часто  спрашивают: с чего начать свое дело? Для начала нужно ответить на вопрос, способен ли ты этому отдаваться стопроцентно и стремиться стать профессионалом. А вообще, начинать учить предприимчивости следует еще со школьной скамьи, как это делают в Европе.

А. Т.: Однозначно, в школах необходимо проводить такую работу: учить детей считать деньги, принимать решения, которые не повлекут серьезных финансовых потерь, понимать, что и как купить более выгодно, куда вложить. Первый подобный шаг в Витебске – проект создания школьных бизнес-компаний, но нужно было начинать эту деятельность раньше. 

М. К.: Не стоит забывать, что в той же Европе есть предпринимательская традиция, которая складывалась веками и передавалась из поколения в поколение. У нас на это было лишь чуть более 20 лет. 

Е. К.: С другой стороны, если введем уроки бизнеса в школе, они не должны стать формальными. Учить предприимчивости лучше не учителям, только освоившим новую информацию, а бизнесменам-практикам, чтобы у слушателей возник живой интерес.

А. Т.: Согласен. Лучшая мотивация для начинающих – личный пример. Понимание того, что это обычный человек, который тоже учился в школе, университете. А главные его черты – работоспособность, упорство, желание развиваться.  

А. Г.: И понимание того, что если у тебя есть готовность работать на результат, то такой труд круглосуточный, это образ жизни. Если хочешь открыть свой бизнес – начинай и делай, не надо бояться. Но, считаю, должна наступить определенная зрелость мышления.

А. Т.: А кризис нужно использовать во благо и помнить, что именно конкуренция – двигатель прогресса. Вместе с тем хотелось бы большей активности от самих предпринимателей. Система отработана: поощрение  молодежного предпринимательства, стартапы, подключение к деятельности бизнес-ангелов. Остается только в нее вклиниться.

М. К.: Однако при этом не надо ни накого надеяться и ждать поддержки. Спасай себя сам, стремись к результату, и все получится. А если не вышло, сиди и думай: значит, ты где-то недоработал, нужно пробовать еще раз. Инвестируй в себя, постоянно развивайся. Стартовый капитал здесь не главное, важны идея и вера в нее, надо заниматься любимым делом и быть профессионалом. Это любой сферы касается.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.