Автор: . Дата создания:

Имеет ли бизнес национальную специфику? Своими наблюдениями на эту тему с читателями «Витебских вестей» поделился руководитель ОДО «Витебский бизнес-центр», известный в регионе бизнес-тренер Леонид Шур. В этом году по программам обмена опытом он уже побывал в России и Азербайджане, а недавно вернулся из США. С этого мы и начали разговор.

– Поделитесь впечатлениями от поездки?

– Это был трехнедельный визит в штат Миссури (Канзас-Сити) по программе американского правительства Community Connections, которую реализует посольство США в Беларуси. Это моя вторая поездка по данной программе – первый раз в Америке  я побывал в 2007 году, изучал развитие малого и среднего предпринимательства. В этот раз ознакомился с применяемыми там базовыми принципами бизнес-образования.

Впечатления яркие. Ведь это была не только профессиональная поездка, но и знакомство с американцами, большинство из которых отличаются предприимчивостью, да и в целом очень доброжелательные и коммуникабельные люди. Мы изучали в Канзас-Сити лучшие практики формального и неформального образования.

Бизнес там преподают не теоретики, а успешные в прошлом предприниматели и инноваторы, получившие ученые степени

 Посещали университеты, центры поддержки предпринимательства, бизнес-школы, общались с бизнесменами. Интересно, что деловую активность там проявляют и спортсмены, и люди творческих профессий. Они – предприниматели, а не наемные работники.

Например, в креативной лаборатории ценители живописи прямо в  мастерских художников могут купить любую понравившуюся работу. Стимулируются покупки не только буклетами с визитками, но и угощения, музыка. Там можно даже потанцевать. Хороший маркетинг!
Впечатлила материально-техническая и информационная база университетов, которой, к слову, могут бесплатно пользоваться расположенные рядом субъекты бизнес-инкубаторов, финансируемые из бюджета. У студентов – современное оборудование и наставники-практики.

Будущие медсестры отрабатывают навыки на манекенах-роботах в почти настоящих больничных палатах. А бывшей учительнице истории студенты во время практики сделали сайт для продажи ее интеллектуальных продуктов.

Вообще студентов сразу нацеливают на занятие предпринимательством. Не редки случаи, когда человек что-то изобретя в колледже, оформляет на себя патент и продолжает вести исследования и совершенствовать бизнес-план для реализации проекта. 

– Что сегодня представляет собой малый и средний бизнес в Америке?

– В США почти нет государственного сектора экономики, многое делается для развития свободного рынка.

В приоритете – стартапы для женщин, сельчан, инвалидов

 Стартап по-американски – это финансирование до 150 тыс. долларов на срок от 6 месяцев до 1 года. Далее – грант до 1,5 млн долларов на 2 года.

Но для получения денег нужны инновационная идея в перспективе способная принести доход, и коммерческое предприятие, располагающееся в США. При этом более 50% в капитале компании должно принадлежать резидентам США, а работников должно быть не больше 500.
Есть и другие гранты, гарантии по кредитам для начинающих бизнесменов, частные инвестиции.

В принципе все так, как и было десять лет назад. Стабильность законодательства очень важна для ведения бизнеса. Регистрация – в течение 48 часов, но заявителя бизнеса проверяют. В Беларуси, к слову, ответственность лежит только на нем. В США минимальный устав – только фактические данные. Остальное регулируется законами, протоколами и судами. Домашний адрес одного из учредителей – место нахождения организации.  Если хочешь ликвидироваться, рассчитываешься по долгам и моментально закрываешься.

Центры поддержки предпринимательства консультируют,  обучают, помомагают в создании бизнеса, бизнес-планировании, финансировании, маркетинге и экспорте, получая не менее 90% годового бюджета из казны.

В организации бизнеса впечатлила также организация труда. Ничего лишнего! В том числе и работников. К слову, в метро их почти не видно – билеты продаются через автоматы.

В Беларуси, конечно, другая специфика. У нас обширный государственный сектор. Но постепенно закрепляется мысль, что именно частное предпринимательство – тягловая лошадка экономики. Принимаются актуальные для бизнеса нормативные акты, но их реализация еще оставляет желать лучшего.

Впрочем, не стоит идеализировать США – темп жизни, ведение бизнеса там слишком динамичны. Всем правит конкуренция, выживает сильнейший. Поэтому отпуск – роскошь, на пенсию выходить не спешат, декретного отпуска фактически нет.

– Что полезного вы узнали из поездок в Казань и Баку?

– В Баку мы говорили в том числе о том, что в постсоветских странах слабо работают программы поддержки предпринимательства. В России  ЦПП и бизнес-инкубаторы получают финансирование и бесплатно помогают начинающим предпринимателям. У нас государственная помощь дозирована и несистемна. В этом проблема. В России поучиться есть чему, Казань – передовой регион. Там через ЦПП помогают новичкам из числа уязвимых категорий граждан.

В Азербайджане структуру по развитию предпринимательства возглавил бывший бизнесмен. Цель – увеличить долю предпринимателей в шесть раз. К тому же Баку активно перенимает зарубежный опыт, желая построить лучшую в мире систему для стартапов.

Леонид Шур: В Беларуси, на мой взгляд, стоит ввести стартап-визы для привлечения  инвесторов, как во многих странах, возможно, смягчить штрафы

 Но прежде всего – со школьной скамьи воспитывать следующее поколение свободное от иждивенческих настроений. Государство не может и не должно всех кормить. Нужно словом и делом  пропагандировать малый частный бизнес. Занятие им почетно и перспективно. Это главный вывод, который напрашивается из всех поездок.

Фото из архива Леонида Шура.