Декрет №7 «О развитии предпринимательства», подписанный Президентом Беларуси 23 ноября, является ключевым документом по улучшению бизнес-климата в стране и, по сути, дает частному сектору зеленый свет во многих вопросах.
Меняются принципы взаимодействия госорганов и бизнеса
Республиканские СМИ приводят слова руководителя Аппарата Совмина, председателя Совета по развитию предпринимательства Беларуси Александра Турчина: нормы декрета упрощают условия ведения бизнеса, одновременно повышая ответственность его владельцев за деятельность предприятия, организации.
То есть меняются принципы взаимодействия госорганов и бизнеса, минимизируется вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования, но при этом усиливаются механизмы саморегулирования бизнеса, повышается его ответственность за свою работу перед обществом.
Как должен работать механизм саморегулирования?
Возникает вопрос: как должен работать механизм саморегулирования? Что скрывается за этим понятием? И готов ли бизнес в Беларуси взять на себя такие обязательства?
Об этом шел разговор, а скорее – дискуссия, во время встречи членов Ассоциации нанимателей и предпринимателей (АНП) Витебской области.
– Декрет «О развитии предпринимательства» – один из самых ожидаемых документов этого года. В связи с изменениями в законодательстве тема саморегулирования в бизнесе стала как никогда актуальной. Самое время это обсудить и попытаться ответить на актуальные вопросы, – отметил исполнительный директор АНП Владимир Лукьянов.
По сути, саморегулирование – система, направленная на замещение части госфункций по регулированию и контролю разных сфер предпринимательской деятельности с целью наиболее продуктивного развития отрасли. Эта система эффективно функционирует в США и Европе, кроме того, она получила свое развитие в России и Казахстане.
В Беларуси же – как показывают результаты исследования неполитической некоммерческой организации «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» – пока не проработаны вопросы готовности отраслей бизнеса к саморегулированию, не создана подходящая организационно-правовая форма, не проведен анализ того, какие функции можно потенциально передавать в саморегулирование.
Как отметили представители «Либерального клуба» Никита Беляев и Евгений Мордосевич во время презентации исследования данной темы на примере рекламной сферы, созданы отдельные предпосылки для развития саморегулирования, но пока не совсем понятно, каким образом запустить этот механизм на практике.
В новых условиях бизнес должен быть в высокой степени ответственным
Но есть и другая сторона медали: в новых условиях бизнес должен быть в высокой степени ответственным, честным, соответствовать нормам морали, хотя это понятие и субъективно. Оценщиком результата является потребитель, и его мнение первостепенно. Именно на таком принципе основана деятельность саморегулирующей организации в сфере рекламы в Польше.
Данным опытом на встрече с витебским бизнес-сообществом поделился председатель Совета европейского альянса по стандартам в рекламе по Центральной и Восточной Европе Конрад Дроздовский.
– В Польше саморегулирование действует с 2006-го, но уже в первый год пришлось вносить ряд изменений в деятельность данной системы. В основе работы – кодекс, который создается с учетом интересов государства и бизнеса. В ассоциацию входят 13 организаций, в том числе производители рекламы, медиадома и непосредственно СМИ. Вместе мы и решаем все вопросы. Вступающие в организацию соглашаются с ее условиями, то есть берут на себя ответственность за свою деятельность, – рассказал Конрад Дроздовский. – Если что-то не так, к нам поступают жалобы от потребителей на, к примеру, несоответствие рекламы результату или нарушение норм морали. У нас есть своеобразная доска позора, так что каждый предприниматель дорожит репутацией.
Польский опыт показывает, что саморегулирующие организации могут помочь, но их создание – не самоцель. По какому пути пойдет Беларусь, покажет время. Но то, что механизм предусмотрен Декретом №7 и о необходимости его внедрения говорят на самом высоком уровне, несомненно, важный шаг навстречу частному сектору.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.