Об этом шла речь на семинаре «Государственно-частное партнерство: международный опыт и перспективы для регионов Беларуси», прошедшем в облисполкоме. Мероприятие стало частью развернутой в стране кампании по обучению и информированию представителей органов государственного управления, частного бизнеса, общественных организаций по вопросам ГЧП.
Как отметил директор Центра ГЧП НИЭИ Минэкономики Беларуси Дмитрий Березовский, внедрение такого механизма позволяет привлечь инвестиционный капитал частного бизнеса в развитие национальной инфраструктуры. Основными компонентами такого сотрудничества являются партнерство сторон, а также сохранение за государством прав собственности на объекты при полной свободе бизнеса не только при строительстве и поставке оборудования, но и при проектировании и обслуживании проекта. По оценкам экспертов, объем требуемых инвестиций в инфраструктуру по стране оценивается почти в 3,2 млрд долларов. Эту потребность нельзя одномоментно профинансировать из средств бюджета. Преодолеть такой инфраструктурный дефицит можно с помощью внедрения механизмов ГЧП. При реализации инвестиционного проекта на этих принципах объединяются ресурсы и потенциалы двух хозяйствующих субъектов, а именно государства в форме его собственности и бизнеса в виде инвестиций, менеджмента, инициатив и инноваций. Заинтересованность инвесторов в проектах ГЧП объясняется возможностью вложить крупные средства на длительный срок в конкретные объекты и получать от инвестиций стабильный гарантированный доход.
На Витебщине пилотными проектами по схеме ГЧП могут стать строительство Оршанской ГЭС, ветропарка в Лиозненском районе, а также развитие инфраструктуры аэропорта «Витебск». Впрочем, одним из примеров взаимодействия государства и бизнеса с элементами механизма ГЧП является создание обувного холдинга «Марко».
– Преференции, которые будут оказаны государством для развития кожевенно-обувной отрасли через холдинг «Марко», – яркий пример такого сотрудничества, – отметил Николай Мартынов, руководитель ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко». – После завершения реализации инвестпроекта на Витебском меховом комбинате будет определена доля акций, принадлежащих государству. На мой взгляд, государственно-частное партнерство является эффективной формой сотрудничества. Здесь обе стороны вкладываются и заинтересованы в успехе.
А в отдаленной перспективе Николай Мартынов не исключает возможности инвестирования в сеть социальных учреждений для лиц с ограниченными возможностями и пожилых граждан. После реализации масштабного проекта он готов попробовать свои силы и в этой сфере совместно с государством на основе механизмов ГЧП.
По словам Дмитрия Березовского, в Беларуси сегодня реализуются проекты, которые базируются на таком партнерстве. Однако по своей структуре они не отвечают международным стандартам оформления соглашения между частным бизнесом и государством, которое предполагает в обязательном порядке конкурсность при выборе частного партнера, распределение рисков, проектное финансирование, обслуживание объекта частным партнером, а также оценку эффективности расходования средств. Для оказания консультационной и методологической поддержки органам госуправления, содействия им в подготовке, управлении и информационном обеспечении проектов ГЧП создан специализированный центр при Научно-исследовательском экономическом институте Минэкономики. В перспективе аналогичные структуры могут быть созданы в каждой области, а пока ведется подготовка специалистов в исполкомах, которые могли бы руководить на местах всеми этапами подготовки проектов по схеме ГЧП.