Собственный бренд основала витебчанка Ирина Юрченко. Ее коллекции одежды обрели известность не только в нашей стране, но и за ее пределами. О своем старте в мире моды и развитии бренда Ирина рассказала корреспонденту «ВВ».
– Не поверите, когда училась в школе, хотела стать врачом. Но не сложились отношения с химией. Поэтому решила попробовать свои силы в другой сфере. Поступала на специальность «Дизайн» в технологический университет, но прошла только на платное, поэтому отправилась учиться в Витебский государственный технический колледж. Мне, можно сказать, повезло, здесь были очень сильные преподаватели. Затем все-таки продолжила учебу в университете.
Заявить о себе помогли различные конкурсы дизайнерской одежды «Мельница Моды», «Белая Амфора», «Ассамблея моды», «Беларусь — Китай», «Феерия льна».
Интересной была работа над созданием нарядов для конкурсов красоты, проходящих как в нашей стране, так и за ее пределами, например, Miss Asia, Miss Tourism.
– После учебы в университете, вы же с ним не распрощались?
– Да, это так. Являюсь модельером в ВГТУ, где на протяжении 11 лет создаю коллекции из льна.
– Кроме этого сотрудничаете со школой хороших манер Bon ton?
– Преподаю там «Основы стиля», рассказываю подрастающему поколению о моде, известных дизайнерах. Аналогичный курс еще вела в модельной школе Сергея Нагорного.
– Когда появилась идея монетизировать хобби?
– Конечно, хочется постоянно заниматься тем, к чему лежит душа. Как сказал Генри Форд: «Лучшая работа – это высокооплачиваемое хобби». Постаралась воплотить эту теорию в жизнь и семь лет назад открыла свою дизайн-студию.
– С какими трудностями столкнулись как предприниматель?
– К сожалению, желающих быть в тренде в нашем городе немного. Например, в Минске люди больше уделяют внимание модным тенденциям в одежде. Однако даже там сейчас это не имеет такой большой популярности, как пять лет назад.
– Как решали чисто экономические вопросы, ведь с нуля это делать непросто?
– Постигала многое сама, помощь в решении некоторых проблем оказало ОО «Ассоциация нанимателей и предпринимателей».
– В сфере легкой промышленности всегда существовала большая конкуренция. Как же удается оставаться на плаву?
– Всегда были, есть и будут женщины, которые хотят иметь в своем гардеробе новую, качественную, красивую и удобную одежду. Эти требования можно воплотить только при индивидуальном пошиве, который предполагает, что платье, брюки или блузка будут пошиты по фигуре. В настоящее время серьезно этим видом услуг занимаются единицы, поэтому конкуренция у меня небольшая.
– Как же шьются наряды? С чего начинается работа?
– При создании коллекций чаще всего идея идет от ткани. Анализируешь, из какого полотна можно изготовить то или иное изделие. При индивидуальном пошиве, конечно, ориентируешься на пожелания заказчика. Одни сами предоставляют ткань, другим необходимо оказать помощь в ее поиске. Затем создаю силуэты. Набрасываю несколько вариантов, чтобы человек мог выбрать. Кстати, эта работа с клиентом бесплатная. Хотя были неприятные ситуации, когда забирали эскиз и отдавали его отшивать кому-то другому.
– Есть мнение, что платья от дизайнера – недешевое удовольствие.
– Мои постоянные клиенты знают, почему та или иная вещь стоит дороже или дешевле. Цена зависит от качества ткани, объема работ. Например, в среднем пошив платья стоит 95 — 110 рублей, плюс ткань, которая приблизительно обойдется в 50 рублей. Итого в среднем за 150 рублей клиент получает изделие, которое идеально сидит по фигуре. Для сравнения, в массовом пошиве есть готовые вещи с более высокой стоимостью.
– Как часто создаете коллекции?
– Стараюсь подготавливать новинки к каждому сезону. Не так давно изготовлена коллекция для дам plus-size, которая дает возможность женщинам нестандартного размера одеваться красиво, необычно и элегантно. Почему возникла такая идея? Во-первых, есть спрос. Для худых девушек в любой специализированной торговой точке представлено много товаров разных фирм. Такого не скажешь об изделиях для полных женщин. Когда посетила один из государственных магазинов, заметила, что в продаже большинство вещей от 48 размера только темных тонов и из не очень хороших тканей. Решила эту ситуацию кардинальным образом исправить. Что получилось, можно увидеть на моем сайте irinayurchenko.by.
– А мужчины к вам обращаются?
– Нет, пока что белорусские мужчины «не созрели» до индивидуального пошива одежды. Да и у самой нет такой тяги. Лучше меня мужской пиджак пошьют на профессиональном оборудовании на любой специализированной фабрике. К тому же в магазинах есть проблемы, скажем так, с мужскими тканями: их трудно найти, ориентировка идет больше на женщин, ассортимент для них более богатый.
– Какие еще поступают заказы?
– Например, на пошив корпоративной одежды. В этом направлении мне удалось удачно поработать с «Альфа-банком», некоторыми салонами красоты Витебска, РУП «Витебскэнерго». Присутствуют предложения на создание сценических костюмов, в том числе для концертов во время «Славянского базара».
– А себе что-то шьете?
– Очень редко, для швейника – это нормальное явление. Обычно сначала стараешься порадовать других, а то, что хочешь сделать для себя, откладываешь на потом.
– В связи с распространением вируса СOVID-19 были ли заказы на изготовление масок?
– Я не планировала этим заниматься. Но этой весной, когда средства защиты сложно было найти в аптеках, ко мне обратились с просьбой их отшить, я не смогла отказать. Как положено по законодательству, получила декларацию и соответствующее разрешение на их изготовление. Кстати, шили маски и в благотворительных целях. Их волонтеры передали в дома-интернаты для престарелых.
– Кто-нибудь заказывал дизайнерский вариант?
– Когда шили платья к выпускным в школах, девочки просили к наряду изготовить маску. Подобных заказов больше не поступало.
– Многие индивидуальные предприниматели во время пандемии столкнулись с финансовыми проблемами. Как этот период отразился на вашей сфере?
– Я не могу сказать, что у меня существенно уменьшилось количество клиентов, но некоторые трудности были. Отмечу, люди, которые работают в бизнесе, идут навстречу друг другу и понимают всю тяжесть ситуации. Например, весной до принятия Указа №143 «О поддержке экономики» арендодатель на несколько месяцев снизил стоимость аренды на помещение на 20%.
– У вас получается заработать большие деньги?
– Нельзя сказать, что моя работа имеет большой доход. Но огромное удовольствие точно получаешь.
Многое держится на энтузиазме. Возможно, данная фраза кого-то удивит, но это действительно так. И я не одна такая. Есть знакомые, которые трудятся чуть ли не в минус, но пытаются изо всех сил вытянуть свою идею.
– Спасибо за интересную беседу.
Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.