Автор: . Дата создания:

Зачастую перед начинающим предпринимателем, вдохновленным идеей по открытию бизнеса, возникает серьезный вопрос: где взять деньги на ее реализацию? Кто-то пускает в дело собственные сбережения, берет в долг у друзей и знакомых, кто-то обращается в банк за кредитом. Но есть еще один способ, который сегодня набирает популярность в интернете: краудфандинг.

Что это такое? Речь идет о способе коллективного финансирования, основанном на добровольных взносах людей, которые вкладывают средства в реализацию проекта, выпуск продукции, проведение мероприятий, в том числе благотворительных.

Для тех, кто об этом слышит впервые, еще более удивительным будет тот факт, что в Беларуси уже пять краудплощадок – интернет-сайтов, где можно озвучить, представить свою идею и собрать средства на ее воплощение.


«У начинающего бизнеса в Беларуси есть ряд проблем, в том числе не всегда оригинальные идеи»


Данной теме было посвящено занятие в стартап-школе Витебска, которое провела витебский предприниматель, ментор, бизнес-консультант, маркетолог Ольга Холодович.

– У начинающего бизнеса в Беларуси есть ряд проблем, в том числе не всегда оригинальные идеи, нет понимания, как представить должным образом свою задумку, как осуществить запуск производства и потом продвигать продукт. Здесь без помощи не обойтись. Чем в этом плане может помочь краудплощадка? С идеей поработают проект-менеджеры, помогут ее грамотно донести до целевой аудитории, – сообщила Ольга Холодович.

Далее механизм работает так: автор проекта объявляет необходимую сумму и рассказывает, на что она будет потрачена, оговаривает условия для участников, которые могут что-то получить взамен (к примеру, первые выпущенные майки или билеты на мероприятие), а также сроки сбора. Теперь нужно продвигать проект, активно подключая соцсети, и ждать результата.

Есть площадки (www.ulej.by), которые работают по такому принципу: если собрали не все 100% изначально заявленных средств, а меньше, то проект считается неуспешным, и деньги возвращаются. На других – сколько собрали, все можете вложить в дело.

Какие проекты сейчас ищут финансирование? «Носочки от бабушки», «Бомжстики» (приобретение новогодних подарков бездомным и малоимущим), «11 апреля» (средства на постановку спектакля о теракте в минском метро), издание книги для детей и многие другие.
В последнее время приобрела известность благотворительная краудплощадка – сайт «Имена», который рассказывает о непростых судьбах людей из разных уголков Беларуси и предлагает им помочь. Стоит отметить, что белорусы не остаются в стороне от чужих бед. Один из представленных здесь проектов, который на слуху, – деятельность поискового отряда «Ангел».


Нацеленность на практику – один из принципов стартап-школы


Во время занятия, которое проходило на базе Витебского технологического госуниверситета, Ольге Холодович поступали вопросы от действующих и начинающих предпринимателей. Тема заинтересовала. Именно нацеленность на практическую значимость – один из принципов работы стартап-школы в Витебске.

Как рассказала ее руководитель Анастасия Рулёва, проект создания стартап-школ республиканский (сейчас они действуют во всех областных городах и Минске), реализуется Обществом содействия инновационному бизнесу (ОСИБ) при поддержке фонда USAID. Его цель – способствовать развитию предпринимательской инициативы.

– В Витебске школа появилась весной текущего года. Занятия проводятся в формате открытых митапов (встреч специалистов в неформальной обстановке для обсуждения какой-либо темы) с приглашением спикеров. Есть и обучающий формат, где задействованы минские эксперты и непосредственно ОСИБ. Суть в том, что бизнесу учат не педагоги, а успешные предприниматели. Они разбираются в конкретной сфере и готовы делиться своим опытом, – отметила Анастасия Рулёва.

Она преподает финансовые дисциплины в ВГТУ, а здесь выступает волонтером и горит желанием помочь тем, кто хочет заняться своим делом. Университет предоставляет площадку для встреч в рамках стартап-школы.


«Студенческая аудитория, на которую рассчитывали, не слишком заинтересована учиться бизнесу»


– Студенческая аудитория, на которую мы изначально рассчитывали, к большому удивлению не слишком заинтересовалась возможностью учиться бизнесу. К нам приходят слушатели разные по возрасту и занятости. В основном это действующие предприниматели либо те, кто только планирует воплотить что-то свое или находится на этапе запуска проекта, – сказала Анастасия. – Среди самых интересных тем для них – интернет-маркетинг и интернет-продвижение.

В общем, такого подхода требует время, а бизнес, как известно, первым реагирует на изменения рынка. А самое главное – есть желание учиться, без этого сегодня тоже никак.