Автор: . Дата создания:

Недавнее создание на Витебщине одного из крупнейших в Беларуси обувного холдинга стало поводом для беседы корреспондента «Витебских вестей» с генеральным директором СООО «Марко», членом Совета Республики Национального собрания РБ Николаем Мартыновым. Согласно Указу Президента Беларуси №467 «О мерах по развитию кожевенно-мехового производства и производства обуви» его предприятие стало управляющим для ряда обувных производств региона, с целью реконструкции и модернизации ему также передан и Витебский меховой комбинат. Один из самых успешных бизнесменов Беларуси Николай Мартынов оценил перспективы создания обувного холдинга, поделился мнением о динамике цен на рынке и конкуренции, рассказал об особенностях ведения бизнеса в нашей стране.

 

– Николай Васильевич, как вы оцениваете эффективность создания холдинга для развития обувной отрасли Беларуси? Насколько выполнимы поставленные в Указе №467 задачи?

– Проект указа согласовывался со всеми заинтересованными предприятиями, и в первую очередь с СООО «Марко». Конечно, с одной стороны, создание холдингов – это дань моде, но с другой, укрупнение отраслевого производства дает ряд преимуществ. Это касается и управления, и взаимного финансирования, и доступности кредитных ресурсов. Да и конкурировать крупному объединению предприятий на рынке намного легче. Создание холдинга, безусловно, скажется на росте производства. Например, к 2019-му годовой объем выпущенной обуви составит 5 млн пар против сегодняшних 4 млн. Благодаря реконструкции и модернизации Витебского мехового комбината (а в это будет вложено не менее 100 млн долларов) его годовая мощность, например, по переработке овчины вырастет в несколько раз и достигнет 300 тыс. шкур. При этом мы говорим о новом технологичном оборудовании, а это значит, что улучшится товарный вид и качество изделий, откроются новые рынки сбыта. Для реализации этих проектов привлекаем свои ресурсы и кредиты.

– А как насчет иностранных инвесторов?

– Иностранцы обычно очень долго раскачиваются, просчитывают риски и так далее. Тем более в Западной Европе опять предкризисная ситуация, что также является сдерживающим фактором. А перед холдингом стоят конкретные задачи, и мы должны их выполнять.

– Как будет распределяться продукция? Вы ориентируетесь больше на экспорт или внутренний рынок?

– Примерно пятьдесят на пятьдесят. Так сейчас работает «Марко». Больше поставлять на белорусский рынок нецелесообразно, так как в производстве обуви велика импортная составляющая и нам нужен постоянный приток валюты.

– Удастся ли в перспективе уменьшить эту зависимость от импорта?

– Безусловно. Например, весь подкладочный овчинный мех для зимней обуви мы сейчас закупаем за границей. После реконструкции мехового комбината там будет налажено его производство, что позволит наполовину сократить иностранные закупки. Но стоит понимать, что полностью избавиться от импорта при производстве обуви невозможно. Сейчас продукция «Марко» примерно на 60% состоит из привозного сырья и комплектующих. Очень много закупаем в Китае, прежде всего кожу. Подошвы (полиуретан) покупали в Германии, теперь в России. Белорусские производители физически не могут обеспечить все обувные предприятия нужными объемами сырья. Большое значение играет и дефицит рабочей силы по сравнению с тем же Китаем, где трудовые ресурсы пока относительно дешевы. Поэтому ведущие мировые производители сейчас размещают свои основные мощности именно в Китае, Индии. Такова экономическая глобализация. Поэтому, думаю, не стоит бить себя в грудь, заявляя о полномимпортозамещении. Без того же Китая сегодня вряд ли можно делать нашу продукцию дешевле, а значит, и конкурировать на внешних рынках.

– О китайских товарах долгое время ходила дурная слава…

– Сегодня это неверный стереотип. Не стоит путать кустарные китайские производства 1990-х годов с современными огромными предприятиями, которые легко конкурируют с мировыми брендами. Наши специалисты регулярно бывают там, и за качество китайского сырья мы ручаемся. С другой стороны, по мере совершенствования производства в Китае дорожают трудовые ресурсы и сегодня далеко не все, сделанное в Поднебесной, дешево. Поэтому мы ищем новые источники той же кожгалантереи в Уругвае, Турции.  

– Простых покупателей обычно мало волнуют проблемы производителей. Главный вопрос: повлияет ли укрупнение производственных мощностей «Марко» на цену обуви и на ее качество?

– Скажу честно, прогнозировать ценовую политику трудно. Мировые сырьевые рынки сейчас демонстрируют устойчивый рост цен для кожевенно-обувной отрасли. Что касается качества, то могу заверить – наши покупатели приобретают обувь европейского уровня. С укрупнением производства еще более возрастет качество нашей продукции и расширится линейка моделей.

– Насколько велик спрос на белорусскую обувь?

– За девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого объемы производства СООО «Марко» выросли на 5%, продажи – на 10%. Рентабельность производства – 28-30%. Это неплохие показатели, спрос на нашу продукцию высокий.

– Ходят слухи, что на российский рынок поставляется более качественная, дорогая обувь «Марко». Мол, там выше покупательская способность. Так ли это?

– Нет. Могу заверить, что и в Беларуси, и в России продается одинаковая по качеству обувь. Это же касается и модельного ряда. Сейчас мы прорабатываем возможности выхода на рынок Казахстана, небольшие партии идут в Латвию, Эстонию. Хотя, конечно, основные наши внешние потребители – россияне.

– Может ли вступление России во Всемирную торговую организацию повлиять на объемы поставок туда вашей продукции? Не беспокоит конкуренция с теми же китайцами, которые теперь могут беспошлинно торговать на российских просторах?

– Объемы продаж белорусской обуви в России не изменились. Возможно, это объясняется тем, что китайская обувь сейчас догоняет по цене нашу, да и белорусское качество стало брендом. Имеет значение и логистическая составляющая: поставки из Китая намного затратнее, чем из Беларуси.

– Вы являетесь членом совета по развитию предпринимательства при Президенте. Как вы сейчас оцениваете бизнес-среду в Беларуси? Что, на ваш взгляд, сдерживает развитие предпринимательства? Разве холдинг – это не определенная монополизация обувного рынка?

–  Все развивается  в движении. Укрупнение предприятий открывает новые возможности. Это касается и сферы услуг, и торговли, и производства. Вспомните убогие магазины 1990-х годов, обшарпанные киоски на каждом углу. Но как все преобразилось с приходом торговых сетей мирового уровня! Я не считаю это монополизацией бизнеса. Кто не успел, тот опоздал. Таковы законы рынка. В этом плане меня всегда удивляли наши мелкие и средние бизнесмены, которые не желают тратить деньги на расширение своего дела, поиск новых подходов к работе. Все складывают в кубышку. Но долго так продолжаться не может.

– Что вы думаете по поводу досрочного введения техрегламента Таможенного союза о безопасности продукции легкой промышленности для индивидуальных предпринимателей?

– К этому нужно было готовиться, а не сидеть сложа руки. Время было. Не стоит винить в бедах предпринимателей технические регламенты, поскольку это абсолютно нормальная вещь, которая устанавливается в целях защиты потребителя по параметрам безопасности, надежности. Конечно, для отдельно взятого ИП накладные расходы возрастут. Но кто мешает объединяться, создавать торговую инфраструктуру, развиваться, в конце концов? Вообще, я считаю ненормальным, что малым бизнесом у нас занимается около 30% трудоспособного населения, когда во всем мире это цифра не более 3-4%.

В то же время я согласен с тем, что развитие малого бизнеса сдерживается запретом на наем ИП дополнительных работников, кроме родственников. 2-3 человека со стороны, конечно, увеличат потенциал мелкого предпринимателя, не все же могут быстро достичь уровня ЧУП или крупнее.

– Когда заниматься бизнесом было легче: в 1990-е годы или сейчас?

– Чего греха таить, проще было двадцать лет назад. Делай что хочешь, никаких регуляторов рынка не было. Но это ненормально. Должны быть общие правила для ведения бизнеса, законы. Не скажу, что сейчас работать легко, хватает бюрократических проволочек. Некоторые чиновники считают, что лучше чего-то не сделать или затянуть процесс, чем сделать и взять на себя ответственность. Что касается налоговой нагрузки, то она не тяжелее, чем в других странах Западной Европы. Хотя есть и проблемы. Например, уплата НДС в Таможенном союзе. В Казахстане его ставка всего 12%, в России – 18%, а в Беларуси – 20% и даже может вырасти. Как нам в таких условиях конкурировать? Почему бы не уравнять всех участников Таможенного союза в этом плане хотя бы на два-три года? Это же касается и налога на прибыль. К тому же, в Беларуси уж очень лояльно относятся к убыточным предприятиям, регулярно списывая им долги. Это не рыночный подход.

– Николай Васильевич, позвольте пару неэкономических вопросов. Какие сейчас тенденции в обувной моде?

– Это стремление потребителей к комфорту. Именно на нем делается акцент в нашей новой коллекции. Раньше женщину из Беларуси, России можно было узнать в Европе по высоким каблукам. Это хоть и неудобно, но элегантно. Однако сейчас в Западной Европе популярны мокасины – и в женской, и в мужской коллекции предпочтение отдается удобству.

Конечно, белорусским производителям много нужно работать над дизайном. Мы закупаем в основном черные кожтовары. И это наша беда: мы еще не научились радоваться жизни. В коллекциях должно быть представлено хотя бы три цвета. Но поскольку контракты заключаются за полгода до начала сезона, то производители, чтобы не ошибиться, не рискуют, например, покупать кожу телесного цвета, а берут черную –  беспроигрышный вариант.
Многие покупатели при выборе делают ставку, прежде всего, на цену, а это неверно. Хорошая, ноская и модная обувь дешевой не будет. Качественные мужские летние туфли должны стоить в магазине не менее 70 долларов, зимние – около 100. Женские зимние сапоги – минимум 100-120 долларов. Многое из того, что продается на рынках, конечно, дешевле, но это синтетика. Летом в ней жарко, зимой холодно, а ведь это вопрос здоровья человека.

– Поделитесь, каково это - быть богатым человеком, владельцем предприятий? Какой режим жизни у Николая Мартынова?

– Все успешные бизнесмены – заложники своих достижений. Ты, по сути, не принадлежишь себе, есть множество обязательств, огромный трудовой коллектив. Ответственность. Рабочий день ненормированный, нередко приходится засиживаться на работе допоздна, много командировок. Но все это с лихвой компенсируется тем, что дело, у истоков которого ты стоял, развивается, приносит прибыль, а главное – нужно людям.

– Спасибо за интервью и успехов в вашем деле!