Автор: . Дата создания:

1 января 2016 года станет точкой отсчета работы по новым правилам для предпринимателей, торгующих товарами легкой промышленности. С этой даты у них два пути: либо вести цивилизованный бизнес в равных условиях с другими субъектами хозяйствования, либо уйти с рынка или переориентироваться на другой вид деятельности.

На самом деле, чтобы принять решение, у индивидуальных предпринимателей, плательщиков единого налога, осуществляющих розничную торговлю на рынках и в торговых центрах, было полтора года. Указ Президента Республики Беларусь №222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» был принят 16 мая 2014 года. Однако срок применения заявленных в нем норм переносился неоднократно.

В итоге до 1 июля 2015 года ИП должны были составить опись имеющихся остатков товаров, ввезенных без сопроводительных документов, утвердить их в налоговой инспекции и за шесть месяцев реализовать. Чтобы напомнить индивидуальным предпринимателям, что продажа данных товаров заканчивается, управление развития предпринимательства комитета экономики облисполкома организовало встречу с витебскими ИП, на которую пригласило специалистов разных служб, готовых ответить на любые вопросы предпринимателей. Правда, воспользовались этой возможностью немногие: пришло человек 40-50, хотя о проведении встречи информировали на всех рынках и в торговых центрах. Получается, что либо индивидуальные предприниматели не проявили заинтересованности, либо проводимая в течение всего переходного периода разъяснительная работа принесла свои плоды.

До 1 января следует реализовать остатки в розничной торговле либо продать оптом организациям и индивидуальным предпринимателям, передать безвозмездно, внести остатки товаров в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, произвести иное отчуждение. С наступлением нового года ничего из перечисленного уже нельзя будет сделать, товары необходимо вывести из предпринимательского оборота и использовать исключительно в личных целях, – напомнил начальник отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей инспекции МНС Беларуси по Витебской области Сергей Богдан. – Сейчас мы встречаемся с одной целью – профилактика правонарушений. Не штрафы и конфискация товара, а информирование. Проводим разъяснительную работу во всех районах области. Осталось полтора месяца, чтобы легально реализовать этот товар. На сегодняшний день никакой информации о продлении сроков нет. На новый ассортимент должны быть документы, подтверждающие приобретение (к примеру, накладные) и оплату (кассовый чек, счет-фактура). Также уплатить ввозной НДС.

Но больше всего вопросов у предпринимателей вызывает обязательное наличие сертификатов качества и деклараций соответствия приобретаемой ими одежды для последующей реализации в Беларуси.

Это касается товаров, подпадающих под технический регламент Таможенного союза 017/2011 «О безопасности товаров легкой промышленности», – отметила начальник отдела областной инспекции Госстандарта Республики Беларусь Татьяна Буркина. – Реестр организаций, имеющих сертификаты качества Таможенного союза в России, Беларуси и Казахстане, можно найти на сайте Госстандарта. А можно проверить качество привезенной продукции у нас, в аккредитованных лабораториях. Есть ряд товаров, которые никак не маркированы, при этом сертификаты имеются, но не представляется возможным соотнести их с ассортиментом торгового павильона.

Поэтому на продукции должен быть обязательно указан изготовитель, его адрес, наименование изделия, состав, размер и др. Проверяйте достоверность сертификатов, которые предоставляют вам партнеры в России. Контрольные органы в случае сомнений имеют право обратиться к вашему поставщику для проверки информации.

Изъяли у кого-то товар? Кто-нибудь столкнулся со штрафами за это? Прошло полтора года, но еще никто не пострадал от проверок. Если человек действительно отражает все цифры в отчетности, то он и не попадет под внимание налоговой. Не тревожьте себя напрасными волнениями, а просто работайте честно и по закону, – добавил Сергей Николаевич.

Должны предприниматели внимательно отнестись и к еще одному требованию закона и времени: с 1 января 2016 года в торговых объектах необходимо установить терминальное оборудование для безналичных расчетов. Об этом сообщил заместитель начальника отдела оперативных контрольных мероприятий инспекции МНС Беларуси по Витебской области Александр Кудянов. Нововведение регулируется постановлением Совмина и Нацбанка Республики Беларусь от 19 июня 2015 года №516/15. Там же указан полный перечень и сроки для каждой категории. Отвечая на вопросы предпринимателей, Александр Владимирович пояснил, что если речь идет о торговом месте, а не объекте, то есть продукция реализуется, грубо говоря, на улице, то пока терминал не нужен. Объектов по оказанию бытовых услуг, где работает один человек в смену, нововведение тоже не коснется. Но вообще безналичный расчет – удобство и забота о покупателях, так что стоило бы подумать об этом и без напоминания органов власти. Терминалы различных модификаций можно приобрести или взять в аренду, сообщил заведующий филиалом по Витебской области банковского процессингового центра Владимир Куржос. Он же ответил на многочисленные вопросы предпринимателей о тонкостях использования терминального оборудования.

В целом задавать вопросы и получать на них компетентные ответы представители частной сферы могут постоянно – бесплатные консультации оказывает базовый центр поддержки предпринимательства ККУП «Витебский областной центр маркетинга». Здесь же малый и средний бизнес может получить финансовую и имущественную поддержку, Ежемесячно проводится конкурс на получение денежных средств на выгодных условиях, оказывается помощь в написании бизнес-планов, можно предложить свою тему семинара. Все это определенно полезно для тех, кто решил освоить новый вид деятельности. Однако почему-то мало кто этим пользуется, – отметила заместитель директора центра Ольга Левшина. Но бизнесмены недостаточно активны, по мнению начальника управления развития предпринимательства комитета экономики облисполкома Александра Трофимова, предприниматели были и во время инновационного форума, который недавно прошел в Витебске.

Мы ожидали увидеть как раз тех, кто хочет заняться новым делом. Создали консультационный центр из представителей всех служб, были готовы предоставить каждому рекомендации, в том числе и по выбору перспективной сферы деятельности.

Информировали о форуме через громкую связь во всех торговых центрах и на рынках, распространяли раздаточный материал, но откликнулись немногие. Активнее были студенты, которые уже со 2-3 курса задумываются о своем деле. В любом случае тем, кто уйдет из данной сферы, органы власти могут предложить разные варианты, – отметил Александр Иванович. – Если говорить о прошедшей встрече, то судя по вопросам, предприниматели готовы работать в новых условиях. Многие уже это делают, то есть ввозят товар, имея на руках необходимые документы. Как видим, наличие сертификатов качества – пока больной вопрос, здесь главное определиться с добросовестным поставщиком.

Своими впечатлениями поделились и предприниматели: «Приятно, что с нами встретились, и спасибо, что отвечаете на все вопросы. Поймите наше беспокойство, мы не знаем, что нас ждет», «Буду закрываться с нового года. Проблема не в уплате НДС, а в сертификатах, ведь в России другие условия, хоть и Таможенный союз. Может, обращусь в центр маркетинга и займусь чем-то другим, предложенная информация была полезной».

Да, представителям торговых центров и рынков сейчас действительно непросто, нужно перестраивать работу и внутренние убеждения. Ведь формула «купил непонятно где и что и продал подороже» теперь не прокатит. Современный предприниматель – это не челнок, навьюченный клетчатыми сумками с барахлом, как в суровые и ушлые 90-е. Это думающий о покупателях человек, способный вести цивилизованный бизнес в равных с конкурентами условиях.

Понятно, что не все ИП смогут трудиться по новым правилам, об этом свидетельствует и некоторое уменьшение среди них числа налогоплательщиков. Впрочем, это связано и с нынешним падением покупательского спроса. В любом случае в интересах предпринимателей как можно скорее реализовать остатки товаров. Однако ожидаемых распродаж на рынках покупатели так и не видят, цены снижать пока никто не спешит.

Фото Антона Степанищева