1 января 2016 года станет точкой отсчета работы по новым правилам для предпринимателей, торгующих товарами легкой промышленности. С этой даты у них два пути: либо вести цивилизованный бизнес в равных условиях с другими субъектами хозяйствования, либо уйти с рынка или переориентироваться на другой вид деятельности.
В итоге до 1 июля 2015 года ИП должны были составить опись имеющихся остатков товаров, ввезенных без сопроводительных документов, утвердить их в налоговой инспекции и за шесть месяцев реализовать. Чтобы напомнить индивидуальным предпринимателям, что продажа данных товаров заканчивается, управление развития предпринимательства комитета экономики облисполкома организовало встречу с витебскими ИП, на которую пригласило специалистов разных служб, готовых ответить на любые вопросы предпринимателей. Правда, воспользовались этой возможностью немногие: пришло человек 40-50, хотя о проведении встречи информировали на всех рынках и в торговых центрах. Получается, что либо индивидуальные предприниматели не проявили заинтересованности, либо проводимая в течение всего переходного периода разъяснительная работа принесла свои плоды.
– До 1 января следует реализовать остатки в розничной торговле либо продать оптом организациям и индивидуальным предпринимателям, передать безвозмездно, внести остатки товаров в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, произвести иное отчуждение. С наступлением нового года ничего из перечисленного уже нельзя будет сделать, товары необходимо вывести из предпринимательского оборота и использовать исключительно в личных целях, – напомнил начальник отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей инспекции МНС Беларуси по Витебской области Сергей Богдан. – Сейчас мы встречаемся с одной целью – профилактика правонарушений. Не штрафы и конфискация товара, а информирование. Проводим разъяснительную работу во всех районах области. Осталось полтора месяца, чтобы легально реализовать этот товар. На сегодняшний день никакой информации о продлении сроков нет. На новый ассортимент должны быть документы, подтверждающие приобретение (к примеру, накладные) и оплату (кассовый чек, счет-фактура). Также уплатить ввозной НДС.
Но больше всего вопросов у предпринимателей вызывает обязательное наличие сертификатов качества и деклараций соответствия приобретаемой ими одежды для последующей реализации в Беларуси.
– Это касается товаров, подпадающих под технический регламент Таможенного союза 017/2011 «О безопасности товаров легкой промышленности», – отметила начальник отдела областной инспекции Госстандарта Республики Беларусь Татьяна Буркина. – Реестр организаций, имеющих сертификаты качества Таможенного союза в России, Беларуси и Казахстане, можно найти на сайте Госстандарта. А можно проверить качество привезенной продукции у нас, в аккредитованных лабораториях. Есть ряд товаров, которые никак не маркированы, при этом сертификаты имеются, но не представляется возможным соотнести их с ассортиментом торгового павильона.
Поэтому на продукции должен быть обязательно указан изготовитель, его адрес, наименование изделия, состав, размер и др. Проверяйте достоверность сертификатов, которые предоставляют вам партнеры в России. Контрольные органы в случае сомнений имеют право обратиться к вашему поставщику для проверки информации.
– Изъяли у кого-то товар? Кто-нибудь столкнулся со штрафами за это? Прошло полтора года, но еще никто не пострадал от проверок. Если человек действительно отражает все цифры в отчетности, то он и не попадет под внимание налоговой. Не тревожьте себя напрасными волнениями, а просто работайте честно и по закону, – добавил Сергей Николаевич.
– Мы ожидали увидеть как раз тех, кто хочет заняться новым делом. Создали консультационный центр из представителей всех служб, были готовы предоставить каждому рекомендации, в том числе и по выбору перспективной сферы деятельности.
Информировали о форуме через громкую связь во всех торговых центрах и на рынках, распространяли раздаточный материал, но откликнулись немногие. Активнее были студенты, которые уже со 2-3 курса задумываются о своем деле. В любом случае тем, кто уйдет из данной сферы, органы власти могут предложить разные варианты, – отметил Александр Иванович. – Если говорить о прошедшей встрече, то судя по вопросам, предприниматели готовы работать в новых условиях. Многие уже это делают, то есть ввозят товар, имея на руках необходимые документы. Как видим, наличие сертификатов качества – пока больной вопрос, здесь главное определиться с добросовестным поставщиком.
Да, представителям торговых центров и рынков сейчас действительно непросто, нужно перестраивать работу и внутренние убеждения. Ведь формула «купил непонятно где и что и продал подороже» теперь не прокатит. Современный предприниматель – это не челнок, навьюченный клетчатыми сумками с барахлом, как в суровые и ушлые 90-е. Это думающий о покупателях человек, способный вести цивилизованный бизнес в равных с конкурентами условиях.
Понятно, что не все ИП смогут трудиться по новым правилам, об этом свидетельствует и некоторое уменьшение среди них числа налогоплательщиков. Впрочем, это связано и с нынешним падением покупательского спроса. В любом случае в интересах предпринимателей как можно скорее реализовать остатки товаров. Однако ожидаемых распродаж на рынках покупатели так и не видят, цены снижать пока никто не спешит.
Фото Антона Степанищева