Автор: . Дата создания:

Тема, которую мы решились поднять, очень актуальна для Витебска, позицио­нирующего себя как северная и культурная столица Беларуси. Речь пойдет о привлекательности для жителей и гостей города исторического центра. Не с точки зрения архитектуры и благоустройства улиц и площадей, а предоставления услуг. То есть о кафе, ресторанах, сувенирных лавках, магазинчиках и т. д., на чем к тому же можно строить бизнес. Мы постарались выслушать разные мнения и посмотреть на эту тему со всех ракурсов.


Взгляд с улицы

Идея сделать из улицы Суворова витебский Арбат или Монмартр витала в городе давно. Был даже разработан проект ее переустройства. Он предполагал разместить на первых этажах многочисленные объекты культуры, торговли, сферы услуг. Высказывались идеи создания так называемых художественных зон отдыха, установки супрематических арочных композиций, скульптур и многое другое. Время внесло коррективы в прежние планы, но постепенно одна из самых старых витебских улиц стала приобретать достойный вид. Сегодня приятно не только пройтись по Суворова, Толстого, Крылова, но и посетить здесь кафе, маленькие магазины, банки, все то, что необходимо горожанину или туристу, чтобы насладиться променадом и провести на пешеходной улице несколько часов. Правда, все привлекательные заведения, можно сказать, сгрудились на небольшом пятачке, вокруг ратуши и до ресторана «Золотой лев». А дальше продолжать прогулку неинтересно – тихий жилой сектор, и ни одного объекта, который бы привлек внимание. На это было обращено внимание на недавнем заседании облисполкома, на котором говорилось о необходимости малому бизнесу активнее осваивать городское пространство.

Взгляд с верхнего этажа

Жить в историческом центре, с одной стороны, престижно и удобно, с другой – не совсем комфортно. Здесь не так тихо, как в спальных районах, а во время праздников некуда деться от уличных гуляний. Немало жалоб в разные инстанции поступает от жильцов о том, что им мешает громкая музыка, запах шашлыка, постоянные посиделки молодежи у подъездов. Больше всего они протестуют против использования первых этажей жилых домов. Досаждает не только шум, но и запахи из кафе, гудение вентиляции, а ночью – фейерверки, которыми отмечают в ресторанах юбилейные события. Еще одна беда – отсутствие во многих летних кафе туалетов, так что некоторые их посетители справляют нужду во дворах. Биокабинки в арках – тоже малоприятное соседство с жилым домом.
Одним словом, с верхних этажей смотреть на бурную жизнь улицы нерадостно.

Взгляд предпринимателей

Проблему согласования всех вопросов с соседями деловые люди, которые хотят обживать первые этажи домов в центре города, называют одной из главных. Сколько в свое время понадобилось убеждать жильцов предпринимателю Гарику Оганесяну, пожелавшему в выкупленной квартире открыть на улице Ленина кафе «Мелоди»! Чтобы пробить эту стену, он выполнил все условия, которые ему ставили соседи.

Чуть раньше такую же процедуру проходил и нынешний директор ООО «Арена-пицца» Константин Филиппов. Но это, по его словам, не единственная проблема.

– По собственному опыту знаю: в жилых домах организовывать бизнес, связанный с общественным питанием, не стоит. Препятствия, возникающие на стадии становления, отбивают у многих желание заниматься этим видом деятельности. Я начинал свое дело, можно сказать, вслепую, – говорит хозяин сети пиццерий в Витебске.

И добавляет, что его пример не показательный, поскольку «Арена-пицца» – большое предприятие, объединяющее 14 объектов. Здесь работают 280 человек. Бизнес держится на плаву за счет унификации. Продукция производится в одном месте, а затем развозится по нескольким кафе. Но несмотря на развитое предприятие прошедший год был для «Арены-пиццы» убыточным.

Квартира в жилом доме по многим параметрам не подходит для обустройства кафе. Согласно санитарным нормам высота потолков должна быть не менее трех метров, плюс соответствующие требования к вентиляции, кухне и т. д. То есть желательно выкупить несколько квартир по соседству, а это очень большие деньги. Затем придется заплатить не менее 150 млн рублей за проект реконструкции. И это только начало расходов. Немало средств понадобится на ремонтные работы, покупку оборудования и др. Имея 100 тыс. долларов, говорит Константин Филиппов, такой бизнес не начнешь. В кафе «Любимый город» на ул. Советской сменилось несколько хозяев, «Мелоди» тоже сдано в аренду другому предпринимателю, «Modi» в жилом доме на перекрестке Советской и Суворова собирается закрываться.

Директор последнего заведения, названного в честь известного французского художника Модильяни, Юрий Давыдов поясняет, что это кафе не окупается, несмотря на хорошее место – напротив престижного отеля «Эридан». При этом сил и средств в «Modi» вложено немало. У предпринимателя есть еще одно заведение на улице Суворова – «Эль-кафе», которое пока держится.

– В городе не хватает кофеен с изысканным интерьером. Витебск отстает от других област­ных центров Беларуси, не говоря уже о европейских городах, где много уютных заведений на несколько столиков, и всегда есть посетители. У нас общепит – самая проблемная сфера для бизнеса. Витебляне любят отдыхать, но не могут себе позволить посидеть в кафе. Как говорится, у жителей города низкий чек. Мы наверстываем во время проведения «Славянского базара», но один большой праздник не влияет на состояние бизнеса, – поясняет Юрий Давыдов.

Он относит себя к небольшому кругу предпринимателей, которым нравится свое дело. Считает, что городские власти тоже должны быть заинтересованы в развитии частного общепита и давать карт-бланш предпринимателям.

Один из учредителей ООО «Бисквит» Павел Нарожный, которому принадлежит одноименная кондитерская на улице Крылова, тоже утверждает, что реализовал свою давнюю идею – открыть уютное кафе в любимом городе.

– Я жил в Варшаве 2 года, бывал в других странах. Нравилось посещать маленькие заведения, где можно выпить чашку кофе или чая, посидеть с другом, – говорит Павел.

Хозяева «Бисквита» сами пекут торты и пирожные, варят кофе, обслуживают посетителей. На первом месте, говорят, атмосфера. Изысканный интерьер, тихая джазовая музыка располагают к душевному разговору. Павел только начинает свой бизнес и пока ему трудно оценить, насколько он прибыльный.

Многие хозяева частных заведений, с которыми довелось поговорить, хотели бы задать вопрос представителям городских властей: как часто они сами посещают кафе?

Взгляд местных властей

Заместитель председателя Витебского горисполкома Зинаида Королева считает, что вопрос, много или мало кафе в городе, субъективный. Есть точные цифры: на 1 января 2013 года в Витебске насчитывалось 400 объектов общественного питания на 24 тыс. посадочных мест, из них общедоступных – 300 на 13,9 тыс. мест. В послед­ние годы их число существенно возросло. Только в прошлом открылись 59 новых магазинов и 21 объект общественного питания. Частный бизнес активно внедряется в сферу услуг. Положение изменилось с позапрошлого года, когда появилась возможность вывода из жилищного фонда квартир на первых этажах в нежилые помещения. Тогда и стали открываться кафе, магазинчики, парикмахерские, ломбарды, салоны красоты, сотовой связи.

– На сегодняшний день исполнительная власть не ставит никаких особых условий вывода квартир из жилищного фонда. Это свободная процедура, которая выполняется по заявлению гражданина. Если хозяин захочет продать свою квартиру предпринимателю или сам открыть в ней какой-то объект, выведя ее из жилого фонда, это его сугубо добровольное дело, – поясняет Зинаида Александровна.

По поводу открытия новых кафе в жилых домах у городской власти четкая позиция – такие заведения должны соответствовать всем необходимым нормам. А это сделать в бывшей квартире практически невозможно. Как отметила Зинаида Королева, с конца 2011 года не было дано ни одного разрешения на создание объекта общественного питания на первом этаже жилого дома.

Главный архитектор Витебска Виталий Дубик отмечает, что во все времена первые этажи отводились под так называемую доходную часть. И сегодня понятно желание вывести из жилого фонда квартиры, некомфортные для проживания, прежде всего на центральных улицах: Ленина, Кирова, проспектах Московском и Черняховского. Это соответствует и политике городских властей – развивать сферу услуг и общественного питания, подключать к этому частный бизнес. Но, подчеркивает Виталий Дубик, при этом должен соблюдаться установленный законом порядок. Порой собственник того или иного объекта не уделяет должного внимания благоустройству территории, рекламе и т. д. За этим будут строго следить, в том числе и за несогласованными вывесками, которые не красят городские улицы.

– Есть пожелания, чтобы рекламные вывески были объемными, светодиодными. Хотелось бы, чтобы к праздникам витрины и входы украшались иллюминацией, а летом цветами, чтобы не нарушался общий вид фасадов, особенно в исторической части города, – говорит главный архитектор.

Личное мнение Виталия Дубика по поводу объектов общепита таково: в Витебске не хватает цивилизованных кафе, кофеен, куда приятно было бы зайти и выйти с хорошим настроением.

Кстати, как заверил главный архитектор Витебска, временные деревянные строения (так называемый выносной общепит), которые обезображивают внешний вид улицы Суворова, после истечения срока их аренды будут разобраны.

 Фото Дмитрия Осипова