Такой полет вызывает бурный всплеск адреналина и оставляет множество ярких воспоминаний. Иосиф Ядевич однажды рискнул и приобрел тепловой аэростат, чтобы не только завоевать воздушные просторы Витебска, но и организовать собственный бизнес.
— Как появилась такая необычная идея — купить воздушный шар?
— Любовь к высоте у меня давно. В свое время я окончил в Риге институт гражданской авиации, затем трудился инженером радиоэлектронного оборудования в витебском аэропорту.
Последние 15 лет занимаюсь промышленным альпинизмом. Тепловой аэростат приобрел четыре года назад, полеты на нем сразу же стали любимым развлечением и для моих домочадцев. Можно сказать, семейное хобби.
— Наверное, дорогое удовольствие?
— Конечно, капиталовложения на начальном этапе немалые. Приобретение оборудования — самая затратная часть такого бизнеса. Оболочку, газовые баллоны в чехле, блок горелок, корзину для размещения пассажиров, вентилятор — все это заказывал напрямую у производителей.
— Нужны ли разрешения для организации полетов?
— Да, в обязательном порядке надо узаконить свою деятельность и позаботиться о наличии всех документов. Я окончил курсы для пилотов свободного аэростата, ведь для того, чтобы осуществлять полеты, нужно специальное свидетельство.
Также требуется медицинское освидетельствование, его проходят до 40 лет один раз в два года, после этого рубежа — один раз в год. Ежегодному техосмотру подлежит и сам аэростат.
Следует отметить, что есть зоны, запрещенные для полетов. Например, в нашем регионе это воздушная территория областного центра, аэропорта Витебск и аэродрома «Куковячино». В этом и прошлом годах получал разрешение для полетов над Витебском.
— Сам процесс требует затрат?
— Сразу поясню, что это командный бизнес. Ни один пилот в одиночку не организует полет: ему, как минимум, надо три человека. В данной ситуации мне помогает моя семья — жена и сыновья. А еще необходим подходящий транспорт, который доставит и снаряжение, и участников мероприятия к месту старта. Все перевозки осуществляю на собственной машине.
— Как происходит подготовка?
— В первую очередь нужно узнать метеорологическую сводку. Самыми главными параметрами являются отсутствие осадков и низкой облачности, видимость – не менее 5 км и скорость ветра – не более 5 м/с.
Пилот должен заранее согласовать план своего полета со службами управления полетами. Несанкционированные подъемы строго караются в соответствии белорусским законодательством.
Выбор точки взлета прост: это поле или луг размером не менее 50x50 метров, где нет каких-либо препятствий: деревьев, столбов, электрических линий. На корзину сначала крепят горелки, их подсоединяют к газовым цилиндрам.
Пилот обязательно испытывает, как работает система подачи газа. После чего происходит растягивание оболочки. Внутрь ее с помощью вентилятора нагнетают холодный воздух, который греют пламенем горелок, и после этого шар начинает подниматься вверх. До старта аэростат привязывается к автомобилю. Это делается для того, чтобы ветер не утащил ненаполненный шар. На всю подготовку обычно уходит 10-15 минут.
— Есть ли сложности в пилотировании?
— На первый взгляд кажется, что процесс очень простой, но на самом деле это не так. Поскольку у данного воздушного аппарата нет ни мотора, ни крыльев, он управляется только горелками и клапаном. Например, высота полета регулируется путем изменения температуры внутри оболочки.
Однако у многих людей возникает вопрос: если пилот может менять только высоту полета, то как же шар долетает до необходимого места? Ответ прост. Направление и сила ветра на разных высотах немного отличаются, поэтому пилоты при изменении вертикальной позиции шара направляют его туда, куда необходимо. Ветер, как правило, сильнее в более высоких слоях атмосферы.
Даже самые опытные аэронавты не могут полностью контролировать направление полета.
Обычно ветровые условия предоставляют небольшой выбор. Поэтому пилотирование воздушного шара в большей части является импровизацией при существующих условиях погоды. В целях безопасности аэростат всегда сопровождает наземная команда.
— На какой высоте и сколько длится полет?
— Средняя его продолжительность — около часа, хотя с технической точки зрения шар может лететь и дольше. За это время он преодолевает расстояние 10 – 20 километров. Максимальная высота, на которую аппарат может подняться, — 3 — 4 км.
— Бывают тряски, как в самолете?
— Никогда (улыбается). Чем выше полет, тем меньше ощущаешь, что летишь. И только при приземлении видно, как земля пробегает под тобой.
— Говорят, посадка — самый сложный элемент полета…
— А для некоторых пассажиров и самый веселый…
Это действительно так, особенно в случае с аэростатом. Хоть пилот заранее определяет траекторию полета, но из-за непредсказуемости погодных условий редко когда удается посадить шар в точно намеченную точку. Поэтому еще во время движения пилот предварительно планирует, в каком именно месте аппарат спустится. Об этом по телефону или с помощью радиосвязи он информирует тех, кто ждет его на земле.
Как правило, к площадке для приземления не применяются какие-либо особенные требования. Важно, чтобы она была достаточно большой и ровной.
Опытные пилоты умеют посадить аэростат так, что контакта с землей почти не чувствуется. Однако при сильном ветре посадка может быть жесткая, например, с волочением корзины по земле. О том, как надо себя вести во время такой ситуации, пассажирам сообщают еще до начала полета.
Завершается мероприятие очень интересной традицией — посвящением в воздухоплаватели
Данный обычай к нам пришел к нам из Франции со времен правления Людовика XVI. Именно тогда Жозеф и Этьен Монгольфье изобрели аэростат и решили публично продемонстрировать свое творение. Король, узнав об этом, потребовал доставить братьев и их шар в Париж.
Совершив полет с аэронавтами, правитель был настолько восхищен, что воскликнул: «Господа, все земли, которые вы видите, — ваши!». После приземления король даровал изобретателям графские титулы, так как только данные высокопоставленные лица могло владеть такими земельными угодьями. Поэтому по указу короля Франции нынешние аэронавты тоже именуются графами. Однако управлять своими владениями титулованные особы могут только находясь в воздухе!
— Данный аттракцион из разряда небезопасных. Случались ли казусные ситуации?
— Пока нет. Отмечу, что риска никакого нет, если хорошо подготовлены пилот, его сотрудники и оборудование надлежащего качества. Кстати, оттачивать мастерство пилотам помогают разнообразные конкурсы. Я участвовал в соревнованиях, которые были организованы в Великих Луках Псковской области и Минске. В белорусском состязании в прошлом году завоевал второе место.
Фото Дмитрия Осипова.