Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 декабря на встрече с председателем ФПБ Михаилом Ордой в очередной раз затронул тему развития профсоюзного движения на частных предприятиях. «Там профсоюзы должны быть. Не везде они созданы, — приводит слова главы государства БелТА. — Я постоянно предупреждал, что все равны: государственные и частные. Поэтому надо активнее заняться окончательным формированием профсоюзных организаций в частном секторе. У нас там тоже проблем немало».
В чем же причина пассивности? Коллективы не проявляют инициативы или руководители предприятий не хотят идти навстречу людям? И насколько действенна работа профкомов там, где они существуют? С этими вопросами мы обратились к председателю Витебской областной организации Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» Евгению Климентенку.
Евгений Антонович не скрывает, что не все собственники приветствуют развитие профсоюзного движения. Особенно часто негативное отношение встречается у иностранных инвесторов. Одни из них считают такие организации помехой на пути становления бизнеса, другие утверждают, что работники предприятия и без того получают все необходимое, незачем создавать дополнительную структуру для защиты их интересов. У отечественных бизнесменов своя мотивация. Кто-то из них опасается дополнительного контроля со стороны профкома. Иные уверены, что их сотрудники, имеющие высокую зарплату, не захотят делиться даже 1% из нее на профсоюзные взносы и предпочтут деньги защите своих интересов.
Что же конкретно там делают профкомы и почему люди вступают в профсоюз? Чтобы узнать это, корреспондент «ВВ» отправилась на «Альянспласт». Выбор был не случаен: на данном предприятии действует «Лучшая первичная профсоюзная организация Белорусскогопрофсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць», что подтверждает диплом, размещенный на своеобразной «стене достижений», где собраны различные награды коллектива.
Работа первички видна уже на проходной «Альянспласта». Здесь можно перелистать коллективный договор, узнать о том, кто и за что был поощрен либо наказан. Рядом расположены сведения о турпоездках, в которые предлагает отправиться профком, и масса другой полезной информации.
Конечно, этим деятельность первички не ограничивается.
— Наша профсоюзная организация существует с 2006 года, — рассказывает главный технолог ООО «Альянспласт» и председатель профсоюзной организации Елена Шакинко. — И профсоюз, и руководство «Альянспласта» в первую очередь заботятся об условиях труда людей. Работники обеспечены спецодеждой, на каждом производственном участке имеются гардеробные и душевые комнаты, помещения для приема пищи оборудованы самым необходимым — мебелью, холодильниками, микроволновками, электрочайниками. На предприятие и обратно сотрудников доставляет наш автобус. Также ежегодно значительные средства идут на решение вопросов охраны труда. Важным направлением является и оздоровление. Мы помогаем людям оплачивать путевки в санатории, детские лагеря. Также компенсируем за счет профсоюзных взносов оплату занятий в различных спортивных секциях и тренажерных залах. Кроме того, уделяем внимание культурно-массовой и спортивной работе, организуем турпоездки — как по территории Беларуси, так и зарубежные. В решении всех этих задач профком находит поддержку со стороны генерального директора ООО «Альянспласт» Николая Силинова.
Видя реальные дела, люди идут в профсоюз охотно. В нем состоит около 420 сотрудников «Альянспласта» — примерно 80% от общей численности.
Правда, не все вопросы, волнующие тружеников предприятия, пока решены. С некоторыми задачами одними лишь силами профсоюзной организации, даже при поддержке руководства, справиться сложно, отмечает Евгений Климентенок. В основном проблемы связаны с удаленностью Журжево, где находится «Альянспласт» и некоторые другие субъекты хозяйствования, от городской инфраструктуры. По этой причине сотрудники не могут, к примеру, купить нужные продукты питания, если не захватили с собой обед. Вопрос позволила бы решить организация временной выездной торговли, но профсоюз на это, к сожалению, повлиять не в состоянии. Создает сложности и недостаток рейсов общественного транспорта в СЭЗ. Профсоюзы неоднократно выходили с конкретными предложениями на городские власти и заинтересованные организации, способные помочь в решении указанных проблем, и продолжают данную работу. Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Фото Лилии ИВЧЕНКО.