Именно до указанного дня можно продавать несертифицированные товары согласно описям их остатков, которые были составлены предпринимателями и утверждены в налоговой инспекции еще минувшим летом. Остается меньше месяца. Определились ли предприниматели с новыми поставщиками? И что делать с остатками тем, кто не успеет их реализовать?
Чтобы получить ответы из первых уст, управление развития предпринимательства комитета экономики облисполкома организовало расширенную встречу представителей рынков и торговых центров с сотрудниками областной налоговой инспекции и областного центра стандартизации, метрологии и сертификации. Правда, деловая встреча очень быстро переросла в привычный для большинства предпринимателей формат – базар. Впрочем, такое поведение понятно: люди обеспокоены сложившейся ситуацией, они привыкли годами работать по известной схеме и играть по новым правилам желают далеко не все.
Первый вопрос, который задали предприниматели, касался введения новых ставок единого налога решением №40 от 28 декабря 2014 года областного Совета депутатов, которое вступило в силу 31 января 2015-го. Как сообщил начальник отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей инспекции МНС Республики Беларусь по Витебской области Сергей Богдан, ряд ставок объединили, некоторые отменили вовсе, так что документ направлен на упрощение подхода к налогообложению.
– При разработке документа учитывалась макроэкономическая ситуация, увеличение выручки предпринимателей, которая отражена в отчетности. Да, увеличена сумма ставки налога, но при этом отменен ряд повышающих коэффициентов. Сейчас стало непросто тем, кто торгует остатками и товарами без сертификатов, так как к ним применяется повышающий коэффициент. Однако уже с 1 марта ситуация изменится и останется только фиксированная ставка единого налога, которая теперь составляет 700 тыс. в месяц, – пояснил Сергей Богдан.
Что касается остатков товаров, то на сегодняшний день никаких документов, подтверждающих перенос установленных сроков, нет. То есть необходимо настраиваться на работу в новых условиях с 1 марта 2015 года. Однако, как выяснилось в ходе встречи, не все индивидуальные предприниматели готовы к переменам. Сложилось впечатление, что предоставленное им время они не использовали по назначению, а просто выжидали в надежде на отмену решения.
– 85% предпринимателей, торгующих на рынках, берут товар в России, где нет сертификатов. Если изменений не будет, то мы не сможем работать. Остатков много, сейчас мы их не успеем реализовать, так как на рынках мало покупателей. В итоге у некоторых уже образовалась задолженность по аренде и коммунальным платежам. Поэтому мы хотим реализовывать остатки без срока, – отметила председатель совета индивидуальных предпринимателей торгового центра «Эвиком» Ирина Яскевич.
Но реализация остатков, похоже, может длиться еще долгое время, о чем говорят некоторые факты.
– Налоговая не контролирует реализацию остатков. В итоге были случаи, когда под имеющуюся опись ввозили новые товары, это мы выяснили в ходе нескольких рейдов. При этом мы не конфисковали товар, но стала понятна реальная картина, – рассказал Сергей Богдан. – Кроме того, предприниматели не спешат показывать то, что привозят в страну: ввозной НДС заплатила лишь пятая часть. Уклонение от этого налога не является решением вопроса о сертификации.
Главный момент, который тревожит представителей рынков, тот же, что и в июле 2014-го: где взять необходимые документы на товары? И кто понесет ответственность за «левые» сертификаты, которые научились делать в России? А на дешевую одежду их и вовсе никто не предоставляет, как уверяют предприниматели. Звучит тот же ответ: на сайте Госстандарта размещен перечень компаний и ИП, у которых есть сертификаты, а на сайте инспекции МНС – список документов, которые должны сопровождать ввозимые товары. И все это работает. Как сообщил сотрудник налоговой инспекции, 472 предпринимателя уже перешли на упрощенную систему налогообложения, а значит, у них появились необходимые документы и сертификаты качества на продукцию. Кроме того, только за последние полгода зарегистрировано 2570 новых ИП.
Что делать с остатками после 1 марта? Либо использовать для собственных нужд, либо найти возможность их продать кому-то оптом. Но лучше постараться все реализовать, устроив распродажу товаров. Тем не менее отдельные предприниматели не спешат этого делать и надеются на авось. Однако если и появится документ о продлении срока реализации остатков, это лишь даст время, но не решит проблемы.
Мнение
Начальник управления развития предпринимательства комитета экономики облисполкома Александр Трофимов:
– Государство позволяло предпринимателям ввозить свой товар без сопроводительных документов, уплачивая лишь единый налог. Но ситуация изменилась: вхождение в единое таможенное пространство, введение технических регламентов Таможенного союза потребовали от предпринимателей наличия документов о приобретении товаров и их качестве. Плюс кризисные явления в российской экономике, снижение покупательского спроса значительно усложнили условия осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей в торговых центрах и на рынках. Сегодня идет борьба за покупателя, растет конкуренция между самими предпринимателями. Мы понимаем, что, возможно, кто-то из них уйдет с рынка. Но в аналогичных условиях работают и организации малого и среднего бизнеса, товаропроизводители, которые шьют одежду. Они строят цеха, создают рабочие места, платят налоги, несут определенную социальную нагрузку, вкладывают деньги в развитие. А кто-то может просто ввозить товары без документов, не гарантируя их качества, и продавать? Нет, условия ведения бизнеса должны быть равные. Торговля продукцией, которую неизвестно кто и где изготовил, – это прошлый век, пора подстраиваться под современные условия. К тому же покупатели становятся более избирательными, делают выбор в пользу официальных производителей и торговых сетей, которые могут предъявить не только сертификаты на продукцию, но и привлекают убедительным ярким маркетингом, акциями и скидками.
Фото Дмитрия Осипова