Автор: . Дата создания:

Приехала для оказания помощи, а получила удар ногой в лицо — фельдшер Витебского областного центра скорой медицинской помощи пострадала от пьяного пациента.

Случаи нападения на медицинских работников не редкость. В средствах массовой информации и Беларуси, и России то и дело сообщают об агрессии, с которой сталкиваются работники службы скорой помощи, поликлиник и больниц со стороны пациентов или их родственников. Увы, не исключение и наш областной центр.


Как это было


Середина дня. Перекресток двух оживленных витебских улиц. И, к сожалению, довольно распространенный повод для вызова скорой. Почему – к сожалению? Потому что вызвали к гражданину, напившемуся, как говорят в народе, вдребезги. При таких обстоятельствах всегда возникает мысль: а, возможно, в это время какому-то действительно тяжело заболевшему человеку нужна помощь? А тут... Да, конечно, к реально больному наверняка отправили другую бригаду, которая была ближе, но все равно обидно, когда профессионализм наших медиков растрачивается на таких «безбрежных» граждан. В нашем случае ближе оказалась машина с фельдшером Татьяной и помощником врача Артемом. На месте выяснилось: прохожие увидели человека, нетвердо державшегося на ногах, который предпринимал неудачные попытки перейти проезжую часть и падал. Пожалели его и вызвали медиков, полагая, что пьяный травмировался. Когда бригада приехала, на месте уже была и милиция. Загрузили в машину, стали задавать обычные «протокольные» вопросы. В ответ – молчание. Пациент лежал тихо, и милиция уехала. Решено было везти в больницу – вдруг, действительно, серьезная травма.
– Увидев, что он открыл глаза и стал шевелиться на каталке, я начала, как и положено, выяснять данные: как зовут, сколько лет, где живет, – вспоминает Татьяна, в тот момент сидевшая у изголовья пациента. – Дальнейшее произошло молниеносно. Мужчина вдруг сделал мощный рывок, встал на лопатки и ногами нанес мне удар в лицо. Досталось и Артему – его он ударил кулаком в лицо.


Суд


Экспертиза установила у женщины ушиб верхней губы и контузию левого глаза. Лечилась, спасала затекший кровью глаз, долго не сходили с лица синяки... За 40 лет работы в скорой, признается Татьяна, это второй подобный случай. Лет 20 назад, когда надо было оказывать помощь арестованному в камере, получила удар ногой в живот. И вот опять!
– Уму непостижимо! – ужасается медработник. – Мы едем к человеку с добром, с помощью, спасаем жизни, а получаем такое...
Дело рассматривал судья суда Первомайского района Витебска Михаил Юрченко. На судебное заседание гражданин Мотин (фамилия изменена) не явился, попросил рассматривать дело без него. Поэтому никому – ни потерпевшей, ни автору этих строк – не довелось услышать, испытывает ли Мотин хоть какое-нибудь раскаяние в содеянном. В скупых протокольных строчках значится следующее: «Признал, что после употребления спиртного сильно опьянел, очнулся в салоне скорой помощи, а поскольку женщина-врач задавала ему вопросы и он хотел быстрее уйти, разозлился и ударил ее в лицо». Ничего не скажешь, «достойное» объяснение. Судья признал требование Татьяны о привлечении Мотина к административной ответственности обоснованным и квалифицировал его действия «как умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности». И на основании части 1 статьи 10.1 КоАП постановил подвергнуть взысканию в виде административного ареста на 15 суток.


На передовой?


СМИ сообщают, что в декабре 2022 года пьяный пенсионер ударил девушку-врача скорой помощи в Гомеле. В феврале 2023-го в Лиде нетрезвый пациент пырнул ножом фельдшера. Еще ранее медицинская сестра одной из поликлиник Могилева при выполнении трудовых обязанностей получила ножевые ранения в результате нападения мужчины, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. И на фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи Добрушской ЦРБ напал человек, находящийся под хмельком. А в Гродно разгневанная пациентка набросилась на заведующую поликлиникой. Только в этом году в Витебске уже было два акта агрессии. Не все они предаются гласности, доходят до суда, особенно, если это заканчивается легкими травмами. А как быть с моральной стороной дела? Врачи, фельдшеры, медсестры, которые изучали медицинскую этику, а своим жизненным девизом выбрали «Делай добро», получают оскорбления в свой адрес, а то и подвергаются физическому насилию! Считаю, доводить до суда надо, чтобы распоясавшиеся агрессоры понимали, что есть принципы неотвратимости наказания и справедливости. А еще – остаются несмываемые пятна на совести, с которыми непросто жить.

Владимир Плыткевич, председатель Витебской областной организации профсоюза работников здравоохранения:


– Теперь в подобных ситуациях медики могут рассчитывать на социальную и материальную поддержку, как в случае с фельд­шером Витебской скорой помощи. Федерация профсоюзов совместно с Белорусской ассоциацией врачей и Минздравом создали фонд защиты работников здравоохранения в случаях профессиональных рисков. Каждый из них рассматривается на заседании президиума республиканского комитета, и принимается решение, исходя из тяжести нанесенного ущерба, о выплате определенной суммы, она может доходить до 1 тысячи рублей. Осуществляется и правовое сопровождение. Юристы отраслевого профсоюза объясняют пострадавшему от действий третьих лиц, как ему максимально полно защитить свои права и представляют его интересы в суде.

Алина КОРОЛЁВА, главный правовой инспектор труда Витебского обкома БПРЗ:

– Как медицинский работник может защитить себя в случае, когда приехали на вызов и становится очевидно, что человек агрессивен, на взводе? Нужно по возможности либо выбирать бесконфликтную модель поведения (по крайней мере, пока не окажетесь в относительной безопасности), либо сразу вызывать сотрудников милиции. Если человек пьяный, буйный, а его нужно транспортировать, следует вызвать сотрудников милиции для обеспечения безопасности медицинского персонала.
Если же предотвратить конфликтную ситуацию с пациентом не удалось и мед­работник пострадал не только морально, но и физически, нужно обратиться за фиксацией телесных повреждений, позаботиться о доказательственной базе (это свидетели, записи видеокамер или видео с мобильного телефона) и незамедлительно обращаться в милицию. Виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности за оскорбление, хулиганство, нанесение легких телесных повреждений. В более серьезных случаях речь может идти об уголовной ответственности.

Фото из открытых источников.