– Борис Валентинович, какие факторы оказали наибольшее влияние на исполнение бюджета в 2015 году?
– На наполняемость казны оказал влияние спад в развитии мировой экономики, особенно основных торговых партнеров страны, и прежде всего в России. При этом особо отмечу тот факт, что на динамику ВРП области негативно повлияло замедление роста по тем видам деятельности, которые формируют в совокупности около 70% валовой добавленной стоимости в нашем регионе, – это обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь.
Отмечу также, что не все плательщики соблюдают дисциплину расчетов с бюджетом. При этом в числе основных нарушителей предприятия, подчиненные местным органам власти, чья просроченная задолженность превысила 130 млрд руб. Такого быть не должно.
– Насколько в сложившихся условиях пришлось «затягивать пояса» при финансировании расходов?
– Действительно, для обеспечения сбалансированности бюджета пришлось в значительной степени проводить оптимизацию расходов, принимая нелегкие решения о сокращении субсидий для организаций ЖКХ, капитальных расходов в отраслях социальной сферы. Только по этим двум направлениям сокращены расходы более чем на 800 млрд рублей.
Тем не менее, распределение бюджетных ресурсов производилось в строгом соответствии с установленными приоритетами, в первоочередном порядке средства направлялись на выплату зарплаты и обеспечение базовых обязательств в бюджетной сфере.
Сохранена социальная направленность бюджета. За 11 месяцев 2015 года в отрасли социальной сферы направлено почти 8,9 трлн рублей, или 65% бюджетных расходов области. Кроме того, в пределах имеющихся финансовых ресурсов оказана поддержка АПК, ЖКХ (в том числе по подготовке к отопительному сезону), транспортным и дорожным организациям. Значительные ресурсы в размере 380 млрд рублей направлены на обслуживание государственного долга. На исполнение гарантий выделено на 600 млрд рублей больше, чем планировалось при утверждении бюджета.
Для качественного завершения бюджетного года пришлось мобилизовать все ресурсы и резервы по наполнению казны, а средства сконцентрировать на первоочередных расходах, прежде всего – на выплате заработной платы в бюджетном секторе.
– Удалось ли сохранить социальную направленность бюджета нынешнего года, какие меры предстоит предпринять для сохранения его сбалансированности?
– Концептуальные особенности бюджета-2016 остались неизменными. Прежде всего, это устойчивость формирования его доходной базы, основу которой составляют традиционные бюджетообразующие налоги. В текущем году продолжится инновационное и инвестиционное развитие Витебской области, будет создано не менее 130 новых предприятий и производств, в том числе с участием соответствующего целевого фонда облисполкома и Белорусского инновационного фонда. Это позволит придать дополнительный импульс развитию экономики и увеличить налоговый потенциал региона.
Вторая концептуальная особенность – это сбалансированность расходов с доходами бюджетов всех уровней. На практике это означает, что принимаемые бюджетные обязательства в полной мере обеспечены источниками их финансирования. Сохранилась и выраженная социальная направленность казны области. Обращаю внимание, что при ее формировании определены первоочередные расходы в размере 13,6 трлн руб., или 79%, которые не подлежат изменению. Это так называемые социально защищенные обязательства, гарантирующие социальную стабильность в регионе. К таковым отнесены средства на выплату зарплаты с начислениями, оплату медикаментов, продуктов питания, коммунальных услуг, субсидии на транспортные и жилищно-коммунальные услуги, твердое топливо и трансферты населению.
Общая сумма доходов с учетом безвозмездных поступлений из республиканского бюджета составит 17 трлн 432 млрд рублей (в том числе доходы областного бюджета – почти 5,6 трлн руб.). Бюджет спланирован с превышением доходов над расходами на 156 млрд руб., которые будут направлены на погашение облигаций местных органов власти, в том числе выпущенных облисполкомом для поддержки АПК.
Основными источниками доходной базы остаются подоходный налог (36%), НДС (29%), налоги на собственность (13%), платежи из выручки по особым режимам налогообложения (5,5%), доходы от использования государственного имущества (8%).
Объем расходов бюджета гарантирует сохранение достигнутого уровня социальных обязательств государства и повышение заработной платы в бюджетном секторе в среднем на 15%. При этом дополнительный рост зарплаты бюджетников может быть обеспечен за счет направления на эти цели экономии от оптимизации расходов, сети и штатов бюджетных организаций и привлечения внебюджетных доходов.
На финансирование социальных отраслей будет направлено свыше 11,2 трлн рублей, или 65% всех расходов, в том числе на образование 5,4 трлн руб. (31,1%), здравоохранение – 4,3 трлн (25%), ЖКХ и жилищное строительство – почти 2,9 трлн (16,5%), социальную политику – 853 млрд (5%), физкультуру и спорт, культуру и СМИ – 734 млрд руб. (4,2%).
– Какие новшества предполагаются в налоговой сфере?
– Здесь не произойдет каких-либо кардинальных изменений. Основные ставки бюджетообразующих налогов сохранены на действующем уровне: по НДС – 20%, налогу на прибыль – 18%, подоходному налогу с физических лиц – 13%. В то же время проект изменений Налогового кодекса предусматривает ряд мер, которые напрямую повлияют на наполняемость местных бюджетов. Назову основные из них.
Так, с этого года для плательщиков, у которых налоговые органы установят превышение расходов над доходами, вводится повышенная ставка подоходного налога (16%).Отменяется льгота по подоходному налогу в сфере игорного бизнеса, и доходы в виде выигрыша будут облагаться по ставке 4%. Для лиц, участвовавших в государственных расходах в 2015 году менее 183 дней, 1 августа наступит срок уплаты специального сбора, при этом доходы бюджета области по данному источнику могут превысить 100 млрд руб. Кроме того, в 2 раза (с 0,1% до 0,2%) повышена ставка налога на недвижимость, уплачиваемого физическими лицами со второй и последующих квартир, находящихся в собственности.
Предельный размер ставки курортного сбора повышается с 3% до 5%. Областной Совет депутатов уже воспользовался правом увеличить до 10 раз ставки налога на недвижимость и земельного налога в отношении неиспользуемых или объектов недвижимости, которыми собственник не сумел распорядиться эффективно.
Для полноты мобилизации доходов предполагается установление на территории области всех предусмотренных законодательством местных сборов (с заготовителей и курортный) и налога за владение собаками, которые будут зачисляться в бюджеты базового и первичного уровня. Сумма этих доходов составит 9 млрд руб.
По-прежнему пристальное внимание будет уделяться укреплению доходной базы бюджетов первичного уровня. И в этом аспекте местным органам власти совместно со старейшинами и населением следует продолжить практику привлечения добровольных взносов граждан в виде самообложения. Это позволит аккумулировать в бюджете дополнительный источник финансирования текущих потребностей в регионах.
– Может ли рассчитывать на бюджетную поддержку реальный сектор экономики?
– На финансирование сельского хозяйства из казны области планируется направить свыше 1 трлн рублей. Впервые в бюджетах районов и Витебска предусмотрены средства на финансирование текущей деятельности сельхозпроизводителей (85 млрд руб.), которые в первоочередном порядке должны пойти на закупку ГСМ и минеральных удобрений для весеннего сева.
Впрочем, этих средств недостаточно для оказания должной поддержки аграриям на проведение весеннего сева, заготовки кормов, уборки урожая и осеннего сева 2016 года. Дефицит оценивается в сумме около 2,8 трлн рублей, так что сохраняет актуальность поиск дополнительных ресурсов на развитие АПК.
Одним из источников таковых способен стать внебюджетный централизованный инвестиционный фонд. В соответствии с законодательством он может формироваться облисполкомом за счет части прибыли, остающейся в распоряжении подчиненных организаций. Поддержать аграриев могут и спонсоры.
Фото Антона Степанищева