Автор: . Дата создания:

2017 год - особый для двусторонних связей Беларуси и Китая. Страны отмечают 25-летие установления дипломатических отношений. К этой дате Минск и Пекин подошли с высокой интенсивностью контактов, совместных мероприятий, вышли на качественный уровень партнерства. Беларусь стала важным звеном в реализации китайской инициативы «Один пояс и один путь».



КНР: только факты

Китай стремится улучшить общество и политическую систему страны по собственной программе, которая учитывает как национальные традиции, так и реалии сегодняшнего дня. Значительную роль в этом процессе руководство Поднебесной отводит укреплению экономики, благосостояния народа и безопасности на континенте. Благодаря увеличению производительности труда, основу которого составили обучение и техническая подготовка занятых на производстве, внедрение инновационных технологий, дисциплина, средняя зарплата в промышленности за последнее десятилетие выросла втрое.

Сегодня 20 тыс. технических школ КНР выпускают миллионы квалифицированных рабочих. Высокотехнологичные производства в широких масштабах внедряют роботизированные линии для замены неквалифицированных рабочих мест. Растет сфера услуг, удовлетворяя внутренний потребительский рынок.

Китайское правительство стремится постоянно увеличивать инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, расходуя 800 млрд долларов в год на строительство высокоскоростных железных дорог, морских портов, аэропортов, подземного транспорта и мостов. КНР диверсифицирует экспортные рынки.

Власть продолжает создание независимой от доллара финансовой системы, которая ослабляет влияние таких контролируемых США структур, как МВФ и Всемирный банк. Прошло всего два года после начала действия Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Фонда «Шелковый путь», нового банка БРИКС, а уже достигнут заметный результат в вытеснении долларов в международных расчетах.

У Поднебесной имеются социальные, экономические и структурные проблемы, но китайцы ими системно занимаются. Партийное руководство при Си Цзиньпине приступило к проведению антикоррупционной кампании, которая уже привела к арестам или смещению с должностей более 200 тыс. предпринимателей и государственных чиновников, включая миллиардеров и ведущих членов ЦК и Политбюро КПК.

Направления сотрудничества

В соответствии с планами правительства механизацию сельского хозяйства страны необходимо завершить к 2020 году. По оценкам аналитиков, к 2030-му в китайских городах будет проживать более 1 млрд человек. В связи с ростом населения и увеличением его покупательной способности КНР понадобится больше качественных продуктов и питьевой воды. Их наращивание в стране затруднено по природно-географическим причинам. Поэтому перспективным направлением сотрудничества является создание совместных производств по сборке сельхозтехники, перерабатывающих предприятий, интегрированных сельскохозяйственных холдингов с прямыми китайскими инвестициями.

Поднебесная делает акцент на развитие информационных технологий, аэрокосмического направления, робототехники, высокотехнологичного морского и железнодорожного транспорта, транспортных средств на альтернативных источниках энергии, энергосбережение.

Китайское руководство ставит задачу к 2025 году сделать страну мировым лидером в 10 инновационных отраслях. Для реализации программы в КНР созданы специальные инвестфонды. В связи с этим перспективным направлением сотрудничества является создание совместных инновационных предприятий, в частности, развитие Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

Транзитные перевозки

Китайский проект «Один пояс и один путь» по созданию выгодных условий доставки грузов на европейско-азиатском пространстве получает реальное наполнение, принося экономические и политические дивиденды его участникам. Он предусматривает выработку механизма взаимодействия десятков государств, тысяч предприятий, перевозку миллионов тонн грузов в интересах населения тех регионов, территории которых задействованы в проекте. Многие инициативы проекта реализуются в нашей стране или с участием белорусских компаний.

Так, Международный логистический холдинг AsstrA (штаб-квартира находится в Цюрихе) и АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (АО «ОТЛК»), учредителями которой являются российские, белорусские и казахские железнодорожные компании, заключили соглашение о сотрудничестве сроком на пять лет. Стороны договорились совместно развивать транзитный железнодорожный сервис между Китаем и Европой через Казахстан, Россию и Беларусь. Холдинг AsstrA отвечает за привлечение клиентов, ОТЛК берет на себя ответственность за транспортировку. В результате по итогам 2016 года удалось достичь лучшего объемного показателя за весь период развития транзитных контейнерных перевозок.

Ключевое преимущество железнодорожного сообщения заключается в сроках доставки. Если морем грузы из Поднебесной в Старый Свет добираются порядка 40 дней, то по железной дороге товары могут поступать за 14-16. Железнодорожная доставка быстрее классического морского фрахта и значительно дешевле авиаперевозок. Она становится популярной у производителей электроники, бытовой техники и фармацевтической продукции, а также для перевозок товаров, требующих определенного температурного режима.

Перспективным видом транспортного сообщения с Китаем может стать автомобильный транспорт, особенно если принять во внимание, что еще в 2008-м началось строительство трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа - Западный Китай, которая проходит по территории Беларуси, России и Казахстана.

Взаимный интерес

КНР - один из крупнейших кредиторов Беларуси, но в отличие от МВФ и России власти Поднебесной дают связанные кредиты, поддерживая инвестиционный спрос национального бизнеса. Реализуется более 30 проектов, финансируемых за счет кредитов китайских банков и правительства Поднебесной, на общую сумму около 6 млрд долларов. Деньги направляются в энергетику, производство цемента, текстильных товаров, целлюлозы, автозапчастей, бытовой техники, в сельское хозяйство, недвижимость.

Появление совместных с КНР современных производств также является важным с точки зрения создания новых рабочих мест. Примером сотрудничества являются: проект по строительству предприятия «БелДжи» (с мощностью выпуска 60 тыс. автомобилей в год); проект компании «Горизонт» и китайской Midea по выпуску бытовой техники (за пять лет выпущено почти 3 млн микроволновых печей, сейчас перешли к совместному производству водонагревателей); проект ОАО «Амкодор» на общую сумму 400 млн долларов. ОАО «БелАЗ» и корпорация «Саньцзян» заключили соглашение по сотрудничеству в производстве тяжелой карьерной техники. Китайские компании Xinrongji Holding Group и DRex Food Group готовы вложить миллиард долларов в строительство в Беларуси заводов по производству упаковки и пищевой продукции, покупку акций перерабатывающего предприятия и банка.

1 августа в Минске с участием представителей ряда крупнейших китайских корпораций обсуждался вопрос создания инвестиционного фонда размером более 500 млн долларов для привлечения новых резидентов в Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Ожидается, что данный объект будет включен в список проектов, которые курирует Комитет по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР. Это даст дополнительные возможности в привлечении инвесторов.

Поднебесная – Придвинье

Для Витебской области проект «Один пояс и один путь» является стратегически важным, так как позволяет сформировать благоприятные условия транзита грузов в направлении восток – запад, выгодно использовать преимущества геостратегического положения нашего региона.

Через Витебщину проходят два европейских транспортных коридора, связывающих страны Балтии с Черным морем, страны ЕС – со странами Евразийского экономического союза. В Орше сохранена соответствующая международным стандартам инфраструктура обслуживания грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, имеется возможность восстановить авиационные перевозки. В этих целях данная территория законодательно оформлена в качестве специальной экономической зоны, где планируется разместить современный мультимодальный логистический комплекс. 24-27 июля переговоры по данному вопросу прошли с китайской корпорацией «Жейянг Чайна Комодитиз» из города Иу, который стал примером эффективного развития городского поселения за счет предоставления логистических услуг.

В 2016 году начаты поставки в Китай рапсового масла, кожи для выделки верха обуви, льноволокна, изделий из древесины, ликеро-водочной продукции, кондитерских изделий, льняного белья, оптических приборов.
Специалисты из Поднебесной закончили строительство самой большой гидроэлектростанции в Беларуси – Витебской ГЭС, еще раньше завершили реконструкцию Лукомльской ГРЭС. Они осуществляют инвестиционный проект по реконструкции 2-й фабрики Оршанского льнокомбината.

Реальная перспектива

Сегодня вместе с китайскими партнерами прорабатываются проекты в сфере мусоропереработки, реконструкции нефтехимического комплекса ОАО «Нафтан» и Новополоцкой ТЭЦ.

Компания «Бремино групп» представила предложение о возможности размещения на площадке в поселке Болбасово (100 га) логистического терминала для китайских товаров и строительных материалов при условии, что данные товарные потоки будут гарантировать импорт и экспорт продукции с территории терминала. Данный вопрос обсуждался с компанией «Чайна мерчант». Изучена возможность привлечения инвестиций в реконструкцию Полоцкого путепровода в Витебске, строительство и реконструкцию больниц, станций по водоочистке.

В области планируется дальнейшее строительство социального жилья с использованием средств технической помощи КНР, два дома уже сданы китайскими компаниями.

Витебский регион, помимо самого крупного на европейском пространстве льнокомбината, располагает основными земельными ресурсами для получения льноволокна. То же самое касается торфа в качестве наиболее эффективного и биологически безопасного удобрения, запасов древесины, питьевой воды. Это вызывает интерес китайских инвесторов.

Наиболее проработаны в настоящее время проекты по строительству молочнотоварных ферм на территории пяти районов Витебской области. 27 июля на условиях вложения прямых китайских инвестиций облисполкомом подписан договор с китайской компанией DRex Food Group о реализации проекта по строительству крупного биокомплекса по производству молока на территории Сенненского, Толочинского и Чашникского районов, предусматривающий строительство ферм на 20 тыс. голов КРС.

Укрепление разносторонних связей с КНР – в числе приоритетных направлений внешней политики Беларуси. Развитию двусторонних отношений способствуют стремление сторон к взаимовыгодному сотрудничеству, основанное на общности подходов в реализации национальной политики, а также интенсивный дружественный диалог на высшем уровне.

Фото из открытых источников