Качество местных автомобильных дорог оказывает непосредственное влияние на социальное самочувствие и экономическое развитие Витебщины. Благодаря увеличению финансирования в 2022-м плановые объемы текущего ремонта дорог будут перевыполнены. Однако из-за инвестиционной ограниченности в предыдущие годы для отрасли сохраняет актуальность денежный вопрос, чтобы наверстывать пропущенные ранее нормативные межремонтные сроки.
В таких условиях первоочередной задачей для предприятий дорожного хозяйства является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния местных дорог, обеспечение транспортных связей районных центров между собой, подъездов от райцентров к агрогородкам, в которых расположены сельские Советы депутатов, и далее к центральным усадьбам сельхозорганизаций, а также от агрогородков к другим населенным пунктам.
ФИНАНСЫ — ПОЛНЕЕ
Как сообщили в комитете по архитектуре и строительству облисполкома, в текущем году значительно увеличилось финансирование мероприятий Госпрограммы «Дороги Беларуси» на 2021 – 2025 годы. Так, из областного бюджета всего будет выделено 25,6 млн руб., или на 35,4% больше, чем в 2021 году. Кроме того, в марте принято решение об увеличении ставки налога на прибыль на два процентных пункта, при этом дополнительные поступления в бюджет на сумму 11 млн руб. пойдут также на ремонт местных дорог и реконструкцию мостов. Еще один источник — межбюджетный трансферт на 27,4 млн руб. из республиканского бюджета. Общий объем финансирования оценивается в сумму 81,6 млн рублей, что на 12,2% больше запланированной на 2022 год суммы.
Как результат, за 8 месяцев произведен текущий ремонт местных дорог протяженностью около 161 км, или 62,3% годового плана. Уже с перевыполнением задания ведутся ремонтные работы на дорогах Оршанского района. В целом финансовое сопровождение госпрограммы в 2022-м позволяет прогнозировать достижение заложенных в ней целевых показателей по году, отметили специалисты. В частности, темп роста текущего ремонта составит 106,2%, это 274 км вместо 258 км.
Кроме того, нынче дорожникам предстоит реконструировать два мостовых сооружения протяженностью 27 погонных метров. Это мосты через реку Аута в Миорском районе (автодорога Заутье – Климяты, его планируется ввести досрочно осенью) и через ручей на автодороге Полоцк – Ушачи, который введут в эксплуатацию в 4-м квартале. Параллельно начнутся подготовительные работы еще на трех объектах в Толочинском (через реку Соколянка на дороге Орша – Коханово – Обольцы), Шумилинском (на подъезде к деревне Соснино) и Чашникском (через реку Эсса на дороге Лепель – Краснолуки – Холопеничи) районах. В планах обследования на этот год — 6 мостовых сооружений (в 2021-м обследовано 18 объектов). К слову, всего по госпрограмме на пятилетку запланировано реконструировать 8 мостовых сооружений общей протяженностью более 140 пог. м (6 – на республиканских дорогах, 2 – на местных).
Важный аспект поддержания транспортно-эксплуатационных показателей — работы по содержанию местных дорог. За 8 месяцев на эти цели направлено 19,1 млн руб., или 74,6% от запланированных годовых ассигнований. Выполнено ремонтное профилирование 20,6 тыс. км гравийных и грунтовых дорог, обкошено 14,5 тыс. км обочин, ликвидировано 93,3 тыс. кв. м ямочности. Дорожники в тесном взаимодействии с районными и сельскими исполнительными комитетами, Советами депутатов, службами ЖКХ проводили мероприятия по борьбе с борщевиком Сосновского, который убран на площади 100,2 га при плане 75 га.
ЦЕНЫ – ВВЕРХ
Значительное влияние на экономику предприятий и в целом на объемы дорожных работ оказывает их существенная материалоемкость. Удельный вес материальных ресурсов в цене по некоторым видам работ составляет более 80%. Стоимость битума, щебня, дизельного топлива достаточно высока и постоянно увеличивается, констатируют специалисты. Например, с декабря 2020-го по август 2022 года битум подорожал почти в 2,5 раза, дизельное топливо – примерно на 40%, доломитовый щебень – на 22,7%. Причем материалы поставляются на условиях полной предоплаты. Безусловно, эти факторы вызывают рост стоимости работ, и, как следствие, их объемы снижаются.
На фоне весомого инвестиционного сопровождения работ в 2022 году не дают о себе забыть финансовые ухабы предыдущих лет. Протяженность местных автомобильных дорог с просроченным межремонтным сроком составляет более 14 тыс. км, или 93,7% их общей протяженности. Поэтому реализация госпрограммы улучшит качественные характеристики только отдельных дорог, но для решения проблемы состояния автотрасс в целом требуются значительно большие финансовые ресурсы: по оценке специалистов, только для выполнения плановых показателей за 2021 – 2023 годы на текущий ремонт дорог и реконструкцию мостов необходимо 24,2 млн рублей.
В 2022 году на республиканских и местных дорогах Витебщины планируется отремонтировать 389 км, а также ввести в эксплуатацию после реконструкции и капремонта 8 мостовых сооружений.
Фото из открытых источников.