Автор: . Дата создания:

Работа в условиях санкционных ограничений требует быстрого принятия управленческих решений, модернизации бизнес-процессов, поиска новых точек роста. В свою очередь государство совершенствует механизмы поддержки предприятий. Об особенностях работы с пустующим имуществом для адаптации к новой экономической реальности и развития корреспондент «Витебских вестей» разбирался с помощью специалистов комитета «Витебскоблимущество».

Неиспользуемые здания сохраняют экономический и социальный потенциал, но чтобы его задействовать, нужны инициатива, нестандартные решения. На протяжении ряда лет «Витебск­облимущество» активно использует такой инвестиционный инструмент, как формирование специализированных баз данных неиспользуемого имущества для потенциальных инвесторов. Это создает основу для организации оперативной и эффективной работы по продвижению объектов недвижимости через различные каналы коммуникаций. 

Площадки для роста 

Например, в базу данных объектов под создание новых или расширение действующих производств включено более 130  площадок. Более 65% объектов представляют собой неиспользуемые базы ликвидированных организаций, а также действующих промышленных и предприятий АПК, отдельно стоящие здания и сооружения различного функционального назначения. Желающим осваивать эти территории могут быть переданы в аренду, проданы или переданы безвозмездно под реализацию инвестпроекта.

На этих площадках расположено около 500 строений суммарной площадью свыше 550 тыс. кв. м. В их числе более 100 зданий и сооружений площадью от 1 тыс. кв. м и больше. Около 20% объектов недвижимости представляют собой бывшие постройки сельскохозяйственного назначения, в том числе предприятий агротехнического обслуживания, системы мелиорации. Удельный вес бывших школ, детских садов и других сооружений социального назначения в общем количестве имущества немногим превышает 10%.

Семь площадок, предлагаемых для развития производства, входят в состав СЭЗ «Витебск» и ОЭЗ «Бремино-Орша», что подразумевает возможность получения статуса резидента и реализации инвестиционных проектов в преференциальном режиме. Большинство земельных участков предоставляется с условием организации производственной деятельности на усмотрение потенциального инвестора.

На протяжении ряда лет  «Витебскоблимущество» активно использует такой инвестиционный инструмент, как формирование специализированных баз данных неиспользуемого имущества для потенциальных инвесторов.

Кроме того, в Браславском районе предлагаются участки под создание предприятий по розливу минеральной воды, промышленному выращиванию крупноплодной клюквы на торфяных месторождениях, а также по добыче и переработке сапропелей. В Лиозненском районе готовы рассмотреть инициативы по строительству  на подготовленных земельных участках гостиницы, объектов придорожного сервиса и логистического комплекса. В Сенненском районе предлагают бизнесу  организовать выращивание и переработку рыбы на базе прудового комплекса «Богушевский». Семь земельных участков для инвестиционного освоения сформированы в Оршанском районе, в том числе под строительство детского развлекательного центра, тепличного хозяйства и мусоросжигательного завода.

Алгоритм действий 

Для результативной работы с пустующей недвижимостью в стране созданы законодательные условия и есть все необходимые инструменты. Специально для «Витебских вестей» специалисты комитета составили алгоритм действий в наиболее типовых ситуациях, связанных с выбором площадок под создание бизнеса. Надеемся, это позволит инвесторам повысить оперативность и эффективность поиска возможностей для развития, а значит, и сэкономить время.

Безвозмездная передача недвижимости под инвестпроект. Потенциальный инвестор, выбрав подходящее имущество для развития, обращается в райисполком с ходатайством. В нем надо тезисно изложить базовые характеристики будущей деятельности. На этой основе районная комиссия по вовлечению в хозоборот недвижимости дает заключение о возможности реализации проекта. После положительной реакции на ходатайство инвестор разрабатывает бизнес-план с указанием количества рабочих мест, объема инвестиций (в том числе на модернизацию, реконструкцию, капремонт) и сроков окупаемости. Этот комплексный документ служит основанием для принятия решения о безвозмездной передаче имущества на определенный срок. В последующем при выполнении условий договора инвестор опять же обращается в комиссию с ходатайством о снятии обременений с имущества, что дает право полностью им распоряжаться.

Важный нюанс: если в ходе работ по проекту возникли серьезные препятствия для его реализации, необходимо  обратиться в райисполком с соответствующим ходатайством. Вариантов дальнейшего развития событий два: продление сроков реализации или расторжение договора и возврат имущества в коммунальную собственность. Как правило, при наличии объективных условий местные власти идут навстречу бизнесу и не заинтересованы в применении штрафных санкций. А они возможны, если игнорировать условия договорных отношений и не взаимодействовать с собственником государственной недвижимости.

Покупка недвижимости за минимальную цену. Основным способом поиска новых собственников на пустующие здания остается продажа на аукционах с установлением начальной цены в одну базовую величину. В этом случае инвестор после приобретения имущества должен организовать бизнес и приступить к работе на объекте не позднее оговоренного условиями аукциона срока (как правило, это 2 — 3 года). Комиссия райисполкома фиксирует выполнение условий и выносит решение о снятии обременений с недвижимости.

Фото из архива «ВВ».