В условиях действующего в Беларуси моратория на повышение налоговой нагрузки Витебская область сохраняет социальную ориентированность местного бюджета. Однако выдерживать традиционные подходы при распределении бюджетных средств очень непросто. И не только из-за выпадающих доходов, но и по причине нарастающего желания районов развивать социальную сферу, которая во многом определяет качество жизни в каждой отдельной местности и в регионах в целом.
Об этом шла речь на прошедшем в начале недели совместном заседании двух постоянных комиссий областного Совета депутатов, в ходе которого рассматривались вопросы финансирования социальной сферы в проекте бюджета-2019.
Неизменно самое активное участие в этом процессе принимают избиратели: их наказы аккумулируют и стараются выполнить областные депутаты при разработке главного финансового документа Витебщины на очередной год.
При этом, как подчеркнул председатель облсовета Владимир Терентьев, предложения с мест должны быть тщательно выверенными финансовыми решениями, проработанными с учетом, прежде всего, интересов населения и особенностей развития территорий, прошедшими согласование с профильными подразделениями облисполкома.
Владимир Терентьев: Главные критерии оценки местных инициатив — разумность и государственный подход
— Главные критерии оценки местных инициатив — разумность и государственный подход, ведь речь идет не только о текущем функционировании многочисленных организаций бюджетной сферы, но и социально-экономическом развитии Витебщины в целом, — отметил глава облсовета. — Все проработанные предложения будут учтены, те из них, что требуют незамедлительной реализации, получат господдержку, остальные смогут рассчитывать на это в перспективе.
Объем поступивших с мест просьб о дополнительном финансировании превысил 500 млн рублей
По словам заместителя начальника главного финансового управления облисполкома Светланы Зубрицкой, объем поступивших с мест просьб о дополнительном финансировании превысил 500 млн рублей. Частично они нашли отражение в проекте главного финансового документа, оставшиеся вопросы предстоит решать в процессе его исполнения при эффективной работе реального сектора экономики.
В проекте бюджета области на 2019 год расходы спланированы в объеме почти 2,2 млрд рублей с ростом на 5,7% к оценке исполнения бюджета-2018.
При формировании расходной части казны предусмотрено последовательное повышение заработной платы в бюджетной сфере до уровня не менее 80% от средней зарплаты по экономике. Продолжатся льготное кредитование жилищного строительства, адресная социальная поддержка уязвимых категорий населения, сохранится субсидирование отдельных отраслей, в частности, ЖКХ и транспорта.
Расходы на социальную сферу планируются в сумме почти 1,45 млрд руб., или 66% от общего их размера
Неизменными остаются приоритеты бюджетных инвестиций — образование (31% всех расходов), здравоохранение (25%), социальная политика (5%), культура (3%), физическая культура и спорт (около 2%).
Использованные подходы позволили сбалансировать бюджет в пределах имеющихся ресурсов и обеспечить финансирование важнейших направлений социально-
экономического развития области и районов, подчеркнула Светлана Зубрицкая.
Отдельная статья расходов — организационно-практическая работа по подготовке регионов к проведению областного праздника тружеников села
Причем речь идет не только о Браславе, который станет столицей «Дажынак-2019». В бюджете предусматриваются средства на подготовительные мероприятия в Витебском районе и областном центре, которые будут принимать гостей в 2020-м, а также в Шумилинском районе («Дажынкi-2021»).
Что касается ближайшего праздника, то, как сообщил председатель Браславского райисполкома Александр Боданин, его общая концепция определена. Сформирован перечень объектов, которые будут обновлены к традиционному мероприятию.
Акцент — на создание комфортной среды для местных жителей. По предварительным расчетам, для этого потребуется около 20 млн рублей. Часть работ район готов выполнить собственными силами и по некоторым позициям уже приступил к реализации задуманного. Но нужна и бюджетная поддержка. Например, она потребуется на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса стоимостью порядка 730 тыс. руб., благоустройство города и, в частности, набережной озера Дривяты (всего около 3,8 млн руб.).
Финансирование подготовительных мероприятий также предусмотрено в расходных статьях проекта бюджета области по таким отраслям, как культура, образование, здравоохранение. По многим предложениям район получит поддержку, хотя, как показывает практика, часть вопросов придется решать в течение года. Главное — все объекты должны использоваться по назначению и работать с максимальной загрузкой, подчеркнул Владимир Терентьев.
Еще одно важнейшее направление бюджетных инвестиций — финансирование программы благоустройства населенных пунктов
Еще одно важнейшее направление бюджетных инвестиций — финансирование программы благоустройства населенных пунктов, имеющих потенциал для получения значимого экономического и социального эффекта. Она разработана по поручению главы государства и рассчитана на пять лет.
На Витебщине в этом году первопроходцами программы стали горпоселки Болбасово (Оршанский район) и Езерище (Городокский район). И если Болбасово удалось обновить полностью, затратив даже сверхплановые ресурсы, то перед жителями северного форпоста области остаются долги. Их планируется отдать в будущем году.
Как сообщила председатель Городокского районного Совета депутатов Светлана Зуева, Езерище заметно преображается, выполнен значительный объем работ. В частности, проведен капитальный ремонт с модернизацией 10 жилых домов, реконструировано около 4 км дорог, обустроена детская игровая площадка, ведется замена инженерных коммуникаций.
В работе объекты здравоохранения, культуры, образования. Для их завершения необходимо около 2,3 млн руб., еще порядка 1,2 млн требуется для благоустройства населенного пункта. В планах местных властей значатся также создание места отдыха на проходящей через горпоселок международной автотрассе, обустройство мини-рынка. Впрочем, подобные инициативы можно осуществить силами районного бюджета.
По словам Владимира Терентьева, наведение порядка в горпоселке будет доведено до логического конца, но и местным властям надо активизировать работу по привлечению для этого требуемых средств.
Наибольшее количество предложений касалось тех сфер, с которыми сталкивается каждый житель области. Самая бюджетоемкая отрасль — образование.
В будущем году планируется направить около 30 млн руб. на капитальный ремонт объектов образования
В будущем году планируется направить около 30 млн руб. на капитальный ремонт объектов, почти 3 млн — на приобретение электронных средств обучения, 2,4 млн — на покупку технологического оборудования для пищеблоков.
Как отметил начальник главного управления по образованию облисполкома Дмитрий Хома, впервые предусмотрены бюджетные средства для развития учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Важная статья расходов — приобретение 42 автобусов для подвоза детей. Это позволит полностью решить вопрос транспортного обеспечения и обновления автобусного парка в регионах.
Нынче на Витебщине оптимизируются маршруты движения школьного автотранспорта: микроавтобусы доставляют детей из небольших деревень в узловую точку, откуда транспорт большой вместимости везет всех ребят в школу.
Вместе с тем Дмитрий Хома предложил дополнительно включить в областную инвестиционную программу строительство детских дошкольных учреждений.
По расчетам специалистов, необходимо как минимум девять таких объектов. В них остро нуждаются Поставский, Миорский, Лепельский, Оршанский районы, а также Витебск, Полоцк и Новополоцк. Эти вопросы планируется решать в том числе с привлечением внешнего финансирования, отметил Владимир Терентьев.
По разделу «социальная политика» потребность в дополнительном финансировании составляет около 7,8 млн рублей
Как прокомментировала заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Нина Колымага, в основном речь идет о расходах на текущее содержание, капитальный ремонт домов-интернатов, территориальных центров социального обслуживания населения, приобретение оборудования, в том числе для центров трудовой реабилитации инвалидов.
Кроме того, в связи с увеличением количества граждан, обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощи, на эти цели требуется более 2 млн руб. Эти расходы планируется учесть при утверждении проекта бюджета-2019 и при его корректировке в последующем.
Депутаты также рассмотрели предложения по дополнительному финансированию расходов на здравоохранение, культуру, спорт и идеологическую работу.