Ежегодно во второе воскресенье июня профессиональный праздник отмечают работники легкой промышленности. В Витебской области это порядка 20 тыс. специалистов.
Отрасль продолжает занимать существенный сегмент в структуре производства региона, а ее важность лишний раз продемонстрировала «коронавирусная история», когда в стрессовой ситуации витебский легпром сумел оперативно развернуть выпуск критически важной продукции.
Как сообщает главное статистическое управление области, за четыре месяца текущего года объем производства одежды, текстильных и изделий из кожи и меха превысил 270 млн рублей, или 6% общего объема промпроизводства региона. Удельный вес организаций легпрома Витебщины в общереспубликанском объеме выпуска продукции отрасли составляет 22,2%. На севере Беларуси производится весь республиканский объем льняных тканей, ковров и ковровых изделий, тканей из стекловолокна.
За январь-апрель 2020 года поставлено на внешние рынки продукции легпрома на сумму около 61 млн долларов. Это обувь, на долю которой приходится 26,8% экспорта, ткани всех видов (21%), ковры и напольные текстильные покрытия (16,2%), трикотажная и текстильная одежда (12,8%). Так что крупнейшие на Витебщине производители отрасли известны далеко за пределами Беларуси. Для сохранения производственного потенциала, повышения конкурентоспособности и экспортных возможностей каждый из них решает сегодня индивидуальные задачи с оглядкой на текущую рыночную ситуацию.
Например, на РУПТП «Оршанский льнокомбинат» идет уже третий этап модернизации, что позволит получить новый продукт — отбеленное котонизированное льноволокно. Часть его предполагается использовать для выпуска медицинских и санитарно-гигиенических изделий. Как передает пресс-служба концерна «Беллегпром», генеральный директор комбината Владимир Нестеренко уверен, что реальная оценка обстановки позволяет уверенно смотреть в будущее.
— Нынешняя эпидемиологическая ситуация не могла не отразиться на нашей деятельности. Объемы продаж на внешних рынках снизились на две трети, соответственно, и выручка стала меньше. Вместе с тем рентабельность работы положительная. Прибыль от реализации есть, убытков не имеем, — констатирует руководитель льнокомбината. — По нашим прогнозам, рынок раньше октября полностью не восстановится. Сложившаяся ситуация — хорошая возможность провести работу над ошибками, посмотреть с другого ракурса на свою деятельность, найти новые экспортные векторы. Планируем по мере открытия границ усиливать свои позиции на рынках стран Евросоюза, в США, Японии, Корее.
ОАО «Знамя индустриализации» пытается наращивать объемы продукции под собственными торговыми марками, чтобы избавиться от долговых обязательств прошлых лет. По итогам первого квартала швейное предприятие нарастило выручку от реализации почти на 30%, а убытки сократило примерно вдвое.
Холдинг «Белвест» готовится запустить роботизированные линии, которые будут выполнять комплекс рутинных операций, начиная с дефектовки кожи и заканчивая раскроем. Возможно, и на этот проект пойдут деньги от закрытой продажи облигаций второго выпуска на общую сумму 180 млн российских рублей.
Так что нынешняя ситуация – это еще и вызов, стимул, чтобы пересмотреть подходы к работе, активнее наращивать торговые компетенции, искать новых партнеров как внутри страны, так и за рубежом, уверена председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина.
Фото из архива «ВВ».