Автор: . Дата создания:

Более четверти века на Обольском керамическом заводе Шумилинского района выпускают сувениры. Факт, казалось бы, не столь существенный на фоне достижений кирпичного гиганта, который за 80 лет работы выдал продукции столько, что ее с лихвой хватило бы для строительства города-пятимиллионника. Только вот справедливо ли сопоставлять индустриальную махину и крохотное подразделение, мерить их общим мерилом?

Для бригадира участка сувенирной керамики Александра Захаренко вопрос этот – из разряда риторических.

– Как делают кирпич? – рассуждает руководитель. – Наладил выпуск и штампуй тысячами. У нас же каждое изделие неповторимо, сотворено душой и руками художника. Двух абсолютно одинаковых не найти. Да вот, убедитесь сами!

Здесь, на складе готовой продукции – больше сотни разнообразных сувениров на любой вкус и цвет. Разместились они в одном большом зале, как на выставке, подходи и выбирай. Какая же она, обольская керамика?

Беру в руки декоративную тарелку. Первое ощущение – удивительная легкость. Даже массивные предметы отличаются изяществом. Вместо традиционной глазури, трудоемкой и дорогостоящей, обольские умельцы используют яркую акриловую палитру. Их стиль – сдержанность и минимализм в раскраске, и в то же время карнавальная яркость цветов.

Почерк народного промысла обычно формируется годами. Вот и в данном случае были десятилетия экспериментов и поисков. А еще в самом начале пути произошло событие, которое, словно камертон, задало работе высокий уровень, определило настрой на долгие годы вперед.

Поручение особой важности 

25 лет назад, буквально через год после создания участка, завод получил важный заказ, где художественной керамике отводилась ключевая роль.

В те времена мэр российской столицы Юрий Лужков замыслил крупное строительство. Предстояло воссоздать храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота с Иверской часовней на Красной площади, а также возвести церковь Георгия Победоносца и мусульманскую мечеть на Поклонной горе. Глава Москвы лично контролировал подбор материалов для уникальных сооружений. Необходим был более крупный особо прочный кирпич, выполненный по забытым дедовским технологиям. Поиски партнера по всей территории СНГ результата не дали – никто не брался за эту тонкую работу.

И вот когда сроки реализации проекта оказались на грани срыва, неожиданно пришел положительный ответ из Оболи. Взвесив возможности своего предприятия, генеральный директор керамического завода Николай Скоморохов откликнулся на призыв Юрия Лужкова. Завод был одним из наиболее современных в бывшем СССР, располагал продвинутой технической базой, для которой потребности Беларуси составляли лишь треть производственной мощности.

На ОКЗ сформировали творческую группу, куда вошел и 33-летний мастер Александр Захаренко. В кратчайшие сроки провели техническую подготовку и освоили выпуск требуемой продукции, началась ее отгрузка в Москву.

Куда ушли гончары? 

Однако нужно было не только выложить, но и декорировать стены храмов.

– Требовалось создать фигурные кирпичи, которые бы органически вписались в кладку и украсили здания, – вспоминает Александр Васильевич. – Речь шла о фризах, арках, пилястрах, капителях, узорах. По старинным технологиям мы здесь, на участке, производили камни требуемых размеров, резали их, придавая нужную форму, покрывали глазурью. Работали ударными темпами. Начали осенью 1994 года, а завершили заказ следующей весной.

Плоды труда Александра Васильевича и его коллег сегодня отчетливо видны на фасадах знаменитых московских храмов. С тыльной стороны на многих фигурных кирпичах как гарантия мастера – подписи обольских умельцев.

Кто же они? Это гончары Александр Любимов и Евгений Новожилов, и еще один Александр с как нельзя лучше подходящей фамилией Гончаров. Это глазуровщик Иван Фатеев, лепщицы Алла Перемогова и Ольга Смоленская.

Открытие и освящение храмов стало большим событием. В Москву на торжественные мероприятия выезжала делегация Витебской области. Ну а рядовые инженеры и рабочие, чьими руками были созданы уникальные творения, не получили даже почетной грамоты.

Тогдашнее заводское руководство считало проделанное обычным производственным заданием, да и в дальнейшем в отношении изготовителей художественных изделий строго придерживалось принципа: на общих основаниях. К сожалению, принцип этот срабатывает не всегда. В итоге 10 лет назад бригада первоклассных гончаров уволилась с предприятия в поисках лучшей доли. По-разному сложились их судьбы: кто-то добился признания, а кто-то и вовсе ушел из профессии. Сегодня из того состава на ОКЗ остался лишь Александр Захаренко. Участок так и не нашел равноценной замены. Уже много лет здесь работают без гончарного круга, применяя литейные технологии.

Не сомневаюсь, если выслушать руководителей предприятия тех теперь уже далеких лет, они бы нашли аргументы в свое оправдание. Но не пора ли признать, наконец, главное. Декорировав крупные духовные центры в российской столице, обольские мастера вписали достойную и яркую страницу в летопись керамических промыслов Витебщины. Приходится только сожалеть, что их профессиональная судьба, связанная с заводом, сложилась таким образом.

Мал золотник, да дорог! 

К счастью, ситуация изменилась. Сегодня обольский керамический – одно из немногих предприятий в стране, где реально ценят и поддерживают собственный художественный промысел. Сколько таких мастерских было задушено рынком и прекратило свое существование за последние годы! Если два десятилетия назад фестивальный Город мастеров изобиловал белорусской продукцией, то сегодня здесь преобладают изделия из ближнего зарубежья, а отечественных производителей по пальцам сосчитать. Глядя на все это, невольно задумываешься, а как бы могла сложиться судьба обольских кудесников, если бы за их спиной не стоял мощный завод.

– Да, мы неотъемлемая часть нашего предприятия, – рассказывает Александр Васильевич. – И финансовый план нам спускают, и налоги платим на общих основаниях. Справляемся, хотя, конечно же, бухгалтерия и художественное творчество – вещи трудно совместимые. За 26 лет кадровый состав участка не только изменился, но и стал значительно меньше. Однако на сегодня это оптимальный вариант. Мы нашли нишу на рынке, обрели собственный почерк.

Теперь на участке сувенирной керамики ОКЗ всего четыре основных изготовителя художественных изделий: Екатерина Баранова, Екатерина Василевич, Инна Муравьева и Татьяна Червинская.

– Истинные таланты! – хвалит своих сотрудников Александр Захаренко. – Сколько раз бывало – приходят к нам выпускницы колледжа, дипломированные и обученные, и не справляются. Призвания нет, искры Божьей, что ли. У тех же, кто здесь задержался, без преувеличения – руки золотые. Небольшим составом каждый месяц мы выпускаем минимум 400 художественных изделий. Участок на склад не работает. Основные потребители продукции – агроусадьбы, особенно на западе области. Отдыхающие с удовольствием приобретают сувениры. Немало изделий уходит на различные районные и областные мероприятия. Недавно, к примеру, изготовили крупную партию декоративных фигурок лесорубов для конкурса, который проводит Шумилинский лесхоз. А «Славянский базар»! Восемь лет мы производили различные декоративные атрибуты, которые использовались при проведении жеребьевки на фестивале.

Секретный рецепт 

Имеется на участке сувенирной керамики еще одна важная производственная единица – литейщик Игорь Клачок. Человек, который доводит глину до нужной кондиции, превращая ее в основу будущих изделий. Комната, где работает Игорь Сергеевич, не для чужих глаз. Создать из сырья отличный материал, выражаясь профессионально, шликер – задача не из простых. За рецептами – десятилетия мучительных поисков, которые нередко окружены легендами и тайнами. Вот и обольские мастера состав и процедуру изготовления шликера держат в строжайшем секрете.

Мне показали большие бочки, где медленно созревает глина, покрытая особым раствором. В конце технологической цепочки получается необыкновенно эластичный, податливый в лепке материал, легкий и прочный после обжига. А еще я видел, как в гипсовых формах жидкий шликер перевоплощается в прообразы будущих изделий. Сам, без вмешательства человеческих рук! Мастер лишь сливает эмульсию, и вот в его руке уже тарелка, а вот фигурка медведя. Есть во всем этом какая-то мистика, когда буквально на глазах за каких-то несколько часов неказистое сырье, лежащее под ногами, вдруг оживает, приобретая яркую образность и красоту.

Исстари заведено: на крупных месторождениях глины непременно появлялись одаренные ремесленники, творцы изящного. Их творчество становилось душой и отрадой больших кирпичных мануфактур, где круглые сутки у горячих печей шла монотонная и изнурительная работа. Многое изменилось с тех пор, но, как видим, главное осталось.

После нынешнего «Славянского базара», где обольские мастера каждый год представляют самое лучшее, состоится новоселье  – участок сувенирной керамики переедет в более светлые и просторные помещения. И не куда-нибудь, а в здание главного корпуса предприятия. Событие долгожданное и радостное.

Для Обольского керамического завода нынче непростые времена, существует немало производственных проблем. Тем ценнее, что руководство не дает угаснуть очагу народного творчества, чтит старинные традиции, наполняя их новым смыслом.

Фото Дмитрия Осипова.