Автор: . Дата создания:

Председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло в интервью «Витебским вестям» рассказал о перспективах развития Витебского плодоовощного комбината, о том, когда стоит ожидать его выхода на положительную рентабельность, а также пояснил, зачем местному ликеро-водочному заводу вместе с другими крупными производителями алкогольной продукции входить в холдинг, который может быть создан уже в текущем году.

В конце прошлой недели глава концерна побывал в областном центре, где провел прием граждан в Витебском райисполкоме и посетил местные предприятия, входящие в «Белгоспищепром». В завершение поездки Александр Забелло согласился прокомментировать для читателей «ВВ» ситуацию в подведомственных производственных коллективах.

«На комбинат возвращаются и бывшие работники»

По словам председателя концерна, на ОАО «Витебский плодоовощной комбинат» удалось решить один из важнейших вопросов — кадровый. Предложение возглавить проблемное предприятие принял Святослав Чабровский. Как показывает текущая ситуация, к новому директору есть доверие и со стороны трудового коллектива, а это особенно способствует налаживанию эффективной работы. Более того, на комбинат возвращаются и бывшие работники, даже есть очередь на трудоустройство, что свидетельствует о его жизнеспособности, считает Александр Забелло.

Сегодня концерн совместно с руководством облисполкома выработал систему мер по обеспечению деятельности акционерного общества, определился с перспективной номенклатурой продукции производителя. В целом комбинат сохранит специализацию на выпуске консервов для детского питания на плодоовощной основе, а также расширит линейку пищевых продуктов за счет мясных и рыбных консервов. Сейчас помимо товаров под собственным брендом предприятие уже работает по заказам волковысского ОАО «Беллакт» и ИП «Старая крепость», что позволяет дозагрузить мощности и иметь при этом гарантированные рынки сбыта. Удается наращивать объемы производства консервов общего назначения, в частности, соков, при этом решены вопросы их поставки организациям бюджетной сферы, в том числе из других областей. Через товаропроводящую сеть концерна витебская продукция продвигается на зарубежные рынки, в основном в Россию. Так, только в июне текущего года туда отправлено около 80 фур консервов. Удалось сократить складские запасы более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, при этом отсутствует просроченная продукция.

— В результате, простаивавший цех основных консервов, сегодня работает в две смены, а наша задача – уже с июля перейти на трехсменный режим, чтобы обеспечить насыщение внутреннего рынка, — сообщил Александр Забелло. Принятые меры позволят нынче увеличить загрузку мощностей до 60%, тогда как в прошлом году она не доходила и до 20%. Есть основания полагать, что уже по итогам первого полугодия 2015-го комбинат выйдет на положительную рентабельность и получит, пусть и небольшую, чистую прибыль. Впервые за последние годы, подчеркнул глава концерна.

Модернизационные планы предусматривают замену дозировочной, упаковочной и этикетировочной машин в цеху детского питания, что даст возможность сократить затраты. В 2016-м предполагается восстановить производство быстрозамороженной продукции. На комбинате есть специализированная линия мощностью 1,5 т в час, а также камера для хранения. Для воплощения планов в жизнь потребуется дооснастить линию более экономичным оборудованием.

В процессе решения одна из наболевших проблем — высокая закредитованность комбината. Здесь удается находить взаимопонимание с банковскими структурами, в частности, при выработке механизма по реструктуризации задолженности, пояснил Александр Забелло.

На повестке дня у коллектива — подготовка к сезону заготовок и к отопительному периоду. У концерна есть возможность поддержать предприятие, в том числе за счет средств из централизованных источников финансирования и предоставления займов. Уже надо закупать садовую землянику, потом пойдут черника, голубика и т.д. Необходимо создать запас качественного сырья, комбинат может вести расчеты с сельхозорганизациями живыми деньгами, но в определенных моментах надеется на понимание особенностей сложившейся у него ситуации со стороны поставщиков плодоовощной продукции.

— Сегодня более 90% внутреннего рынка детского питания занимает отечественная продукция, так что есть некоторый избыток мощностей с учетом того, что полностью отказываться от импорта нецелесообразно, ведь у человека должен быть выбор, — отметил глава концерна. Впрочем, хотя в свое время на витебском комбинате и были допущены ошибки по ряду аспектов производственной политики, но благодаря принятым решениям ситуация должна выправиться. Предприятие будет сохранено и имеет перспективы, у трудового коллектива все получится, не сомневается председатель «Белгоспищепрома».

Реформирование через консолидацию

А для ОАО «Витебский ликероводочный завод «Придвинье», как и в целом для алкогольной отрасли, именно наличие избыточных мощностей на внутреннем рынке является основной сложностью текущего момента, так как обуславливает обострение конкуренции даже между отечественными производителями. Несмотря на сокращение за последние годы числа участников этого рынка со 140 до 61 субъекта хозяйствования, имеющиеся мощности по производству ликероводочных изделий с объемной массой спирта свыше 28% превышают в 2,3 раза потребности страны. Конечно, отрасль активно работает на внешних рынках. В частности, за 2014 год «Придвинье» нарастило экспорт водки и ликеро-водочных изделий на 17,5%, по спирту темп роста превысил 131%. Но это очень сложные рынки, все государства в той или иной степени применяют защитные инструменты по отношению к внешним поставщикам.

Одной из мер по реформированию отрасли является объединение крупных производителей алкогольной продукции, в числе которых и витебское «Придвинье», в производственный холдинг со 100-процентной долей государства в управляющей компании. По словам Александра Забелло, концерн подготовил соответствующий проект указа главы государства, который направлен в Администрацию Президента Беларуси.

— Если Александр Лукашенко поддержит это консолидированное решение, то холдинговая структура будет создана уже в текущем году, — подчеркнул председатель концерна. В него войдут предприятия с государственной долей собственности, обеспечивающие суммарно до 65% внутреннего рынка крепкого алкоголя. Первоначально функции головной организации будут возложены на ОАО «Минск Кристалл», а в последующем предполагается создание управляющей компании, не привязанной ни к одному из предприятий холдинга, уточнил Александр Забелло.

Такая консолидация активов преследует несколько целей. Прежде всего, это позволит создать единую торговую компанию, укомплектованную командой высококлассных профессионалов, для централизации продаж, логистики, создания и управления брендами, а также устранения внутренней конкуренции. В свою очередь, у производителей появятся возможности для снижения затрат на реализацию продукции, а в целом для холдинга это является ресурсом для упорядочения и повышения эффективности собственной розничной торговой сети. Затем в результате объединения будет оптимизирован товарный портфель производителей алкоголя для продвижения на рынках. Сегодня общее количество SKU (единиц одной товарной группы. – С.А.) достигает 1,2 тыс., а число наименований продукции превышает 400. При всем желании поставить их одновременно на полку гипермаркета даже самой крупной розничной сети не получится. Как свидетельствует опыт мировых брендов, успешно реализовывать можно не более сотни товарных позиций.

Еще немаловажным преимуществом единой структуры является возможность формирования весомого бюджета для продвижения продукции на внешних рынках, где предприятия сталкиваются с рядом серьезных проблем, преодолеть которые можно как раз-таки путем объединения усилий и ресурсов.

Надо отметить ряд положительных моментов и в производственном плане. А именно — проведение единой политики модернизации мощностей на спиртовых и ликеро-водочных заводах холдинга с учетом не только нынешней ситуации, но и целесообразности и эффективности вложения инвестиций в проекты. И еще: консолидация активов создает условия для выработки согласованной производственной деятельности через более полную загрузку предприятий с максимально низкой себестоимостью и перепрофилирование убыточных производств.

При этом Александр Забелло подчеркивает особо: за последние годы качество продукции «Придвинья» и ее восприятие на рынке поменялись в лучшую сторону, витебский производитель ни в чем не уступает общепризнанным национальным лидерам. Тем более что после проведенной за последние годы модернизации по качественным параметрам продукция большинства отечественных предприятий фактически идентична.

— Витебский завод ни в коей мере нельзя называть аутсайдером, его продукция, уровень квалификации специалистов высоко ценятся на рынке, — констатировал глава «Белгоспищепрома». — Но текущая ситуация в целом в алкогольной отрасли требует принятия кардинальных мер по ее реформированию.