Автор: . Дата создания:

Дела о банкротстве, случайные и неслучайные ошибки субъектов хозяйствования и перспективы создания электронного правосудия. Об этом и многих других особенностях функционирования экономического суда Витебской области в интервью «Витебским вестям» рассказал председатель суда Олег Киенко.

– Олег Борисович, какие основные аспекты деятельности экономического суда в прошлом году вы бы выделили?

– Прежде всего хочу отметить, что общие подходы к организации работы судов остаются неизменными, а это обеспечение доступности, качества и оперативности правосудия. На протяжении длительного времени по всем этим критериям отмечается позитивная динамика, и прошедший год не стал исключением. За этот период сократилось количество возвращенных исков, число отказов в принятии заявлений, улучшилось качество рассмотрения дел и, соответственно, меньше отменено судебных постановлений (всего одно, тогда как в 2015 году – 5 решений). Повысилась и оперативность правосудия, о чем свидетельствует уменьшение количества отложений судебных заседаний и перерывов в них.

В 2016 году из нашего здания переехала служба судебных исполнителей. Верховный Суд выделил необходимые средства на ремонт, в результате у нас созданы условия для того, чтобы абсолютное большинство дел рассматривалось в зале судебных заседаний. Как показывает практика, это дисциплинирует стороны, способствует повышению культуры судебного процесса и в конечном итоге позитивно сказывается на правосудии.

– Давайте обратимся к итоговой статистике. Дают ли эффект принимаемые меры по совершенствованию деятельности судов?

– В прошлом году количество процессуальных обращений в экономический суд сократилось на 27% до 15,6 тыс., и такая тенденция отмечается впервые за последнее время. Это объясняется тем, что субъекты хозяйствования стали активно обращаться к нотариусам за совершением исполнительной надписи. Такая возможность появилась благодаря внесению изменений в Указ от 11 августа 2011 года  №366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности», вступивших в силу в августе 2015-го. Нормативным актом расширен круг бесспорных требований, задолженность по которым может быть взыскана без обращения в суд путем совершения исполнительной надписи нотариусом. В 2016 году нотариусами области совершено более 11 тысяч нотариальных действий в отношении субъектов хозяйствования. Это позволило снизить нагрузку на судей и сосредоточить их внимание на рассмотрении сложных категорий дел, число которых выросло.

– Если говорить об отдельных категориях дел, то в прессе  было довольно большое количество информации по делам о банкротстве…

– Действительно, это единственная категория дел, по которой в прошлом году произошел рост процессуальных обращений. Всего поступило в суд 287 таких заявлений, или на 22% больше, чем в 2015-м, при этом наиболее активно обращались кредиторы (67% от общего числа заявлений).

Еще один немаловажный аспект: в рамках Указа №253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» в экономический суд поступили заявления всех 17 сельхозпредприятий, в отношении которых необходимо проведение процедур экономической несостоятельности. В сроки, предусмотренные указанным выше нормативным актом, будут приниматься решения об их дальнейшей судьбе (санации либо ликвидации).

– По вашей оценке, насколько эффективно используется этот инструмент для оздоровления экономики?

–  В абсолютном большинстве дел этой категории сразу просматривается перспектива ликвидации должников. И здесь можно говорить о том, что в результате экономика освобождается от субъектов хозяйствования, которые аккумулируют долги, создают цепочку неплатежей, то есть генерируют проблемы не только для себя, но и окружающих. При этом не стоит воспринимать процедуру банкротства негативно. Чтобы эффективно применять этот инструмент для оздоровления, необходимо, чтобы собственники организаций, в том числе госорганы, осуществляющие управление на предприятиях от имени государства, владели там ситуацией, видели перспективы и оперативно вмешивались, в том числе через механизмы досудебного оздоровления, а если потребуется, то и своевременно обращались в суд. Опоздание в этом деле усугубляет положение субъекта хозяйствования и в последующем делает невозможным восстановление его платежеспособности.

В качестве примера можно привести ООО «Вежа» (Шумилинский район), которое находится в процедуре санации. Складывается впечатление, что там участники общества вовремя поняли: еще немного, и восстановить платежеспособность предприятия будет невозможно, процесс приобретет необратимый характер. В связи с этим они приостановили деятельность и самостоятельно  инициировали обращение в суд. Затем под контролем и при активном участии кредиторов провели комплекс организационных мероприятий. Сегодня эффективно реализуется план санации и есть перспективы нормализации ситуации на предприятии.

– Есть ли вопросы к качеству подготовки антикризисных управляющих?

– В прошлом году были случаи привлечения к административной ответственности антикризисных управляющих по материалам суда, в том числе у трех специалистов прекращено действие аттестата (он дает право на осуществление такой деятельности). Соответствующую информацию мы направляем в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики. Так что недостатки есть, и суд старается реагировать на них. Это касается соблюдения прав кредиторов, сроков проведения ликвидационного производства, ряда других аспектов.

– В завершении этой темы не могу не попросить вас прокомментировать дело о банкротстве Витебского ОАО «КИМ»…

– Это одно из самых крупных дел о банкротстве в стране по размеру долгов, количеству имущества у должника и размеру долговых обязательств, в том числе по зарплате перед работниками, которая образовалась еще до возбуждения процедуры банкротства. Поэтому мы понимаем тех граждан, которые справедливо требуют выплатить им заработанные деньги. Но надо отдавать себе отчет и в том, что кроме реализации имущества должника нет других источников погашения задолженности. В данном случае были вопросы по регистрации недвижимости, этот процесс оказался длительным и дорогостоящим. Также приходится отвлекать средства на внеочередные платежи. Что касается управляющего по делу о банкротстве «КИМа», то его деятельность находится под контролем и концерна «Беллегпром», и экономического суда.

– Как часто в суде оспариваются решения госорганов?

– В последние годы таких заявлений поступает незначительное количество. То есть можно говорить о высоком качестве принимаемых решений, а также эффективной работе ведомственного контроля, благодаря чему акты, принятые вразрез с действующим законодательством, практически не доходят до суда.

– Какая практика сложилась по административным делам, какие изменения в их структуре можно выделить?

–  Здесь также отмечается сокращение количества, хотя и незначительное – на 6,4%. Всего было рассмотрено более 1,3 тыс. дел об административных правонарушениях, при этом почти половина из них связаны с нарушением правил торговли и оказания услуг населению, в том числе транспортировки товаров. По этой категории число дел выросло на 11%. В течение года оставался актуальным вопрос о наложении дополнительного взыскания в виде конфискации товара или взыскания его стоимости. Судом выработаны подходы, позволяющие учесть сложившуюся экономическую обстановку и общую тенденцию на гуманизацию в сфере всех видов ответственности.

Если говорить о нарушениях, связанных с движением товарно-материальных ценностей, то суд всегда обращает внимание на необходимость исключения теневого оборота. Если субъект хозяйствования допустил ошибку, но является добросовестным участником экономических отношений и есть документы, подтверждающие легальность приобретения товаров, то обычно суд ограничивается штрафом, не применяя конфискацию либо взыскание стоимости. Но есть субъекты, которые ввозят товары из-за границы без надлежащего оформления либо приобретают их на территории страны без документов. В таких случаях и наказание должно быть адекватно содеянному.

Кроме того, почти в 3 раза выросло количество дел, связанных с нарушениями порядка осуществления валютных операций. Речь идет в основном о случаях, когда валюта принимается в качестве оплаты за товары и услуги. Из новой категории отмечу дела по материалам органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Это достаточно сложные дела и касаются проявлений недобросовестной конкуренции. Их пока немного, но они актуальны.

– На ваш взгляд, насколько эффективно субъекты хозяйствования в целом используют потенциал экономического правосудия для решения возникающих проблем?

– Вопрос очень актуальный в преддверии внедрения элементов электронного правосудия с возможностью подачи обращения в суд через интернет-портал Верховного Суда Беларуси. Пока она еще не реализована и документы подаются на бумажном носителе. В зависимости от категорий требований субъекты хозяйствования достаточно активно используют упрощенные  процедуры, в частности, приказное производство, удельный вес которого в последние годы не опускается ниже 70% в общей структуре обращений в суд. Это позволяет заявителям экономить на госпошлине, которая по таким делам существенно меньше, и время, так как нет необходимости являться в суд. Заявление рассматривается в течение 20 рабочих дней, после чего обратившийся получает исполнительный документ. Для экономического правосудия это, вероятно, самый оптимальный вариант – экономно и быстро.

Что же касается сложных категорий дел, то есть определенные проблемы, недопонимание со стороны делового сообщества. Право – это очень серьезная сфера, где требуются специальные познания, есть специализация по категориям дел. Поэтому хотелось бы, чтобы субъекты хозяйствования обращались за квалифицированной помощью к специалистам – адвокатам, лицензиатам (они могут оказывать юридическую поддержку, но не имеют права представлять интересы в суде). Причем не только при обращении в суд, но и при совершении других значимых действий. Гораздо легче предупредить проблему, чем потом разрешать ее в судебном порядке.

Мы в свою очередь большое внимание уделяем профилактической и разъяснительной работе, популяризации юридической грамотности через средства массовой информации. Постоянно проводятся учебно-консультационные семинары, конференции для представителей юридических служб предприятий и организаций, которые, судя по числу участников, очень востребованы специалистами.

Фото Сергея Антонова