Только в Лепельском районе работают 8 деревообрабатывающих предприятий, которые в 2020 году поставили на экспорт продукции на сумму почти 2 млн долларов.
Долгое время помещение сельской школы в д. Черцы Лепельского района было бесхозным и могло повторить печальную судьбу многих заброшенных объектов. Но за одну базовую величину помещение приобрел на аукционе индивидуальный предприниматель из Боровки Николай Касатый (на фото вверху). На базе ранее неиспользуемого объекта коммунальной собственности он развернул деревообрабатывающее производство по распиловке, строганию и пропитке древесины. В декабре 2019 года аукцион состоялся, а уже в январе 2020-го была отгружена на экспорт в Литву первая партия лесоматериалов.
Такой хватке и разворотливости удивились многие. А внешне спокойный и невозмутимый управляющий частной компании Николай Касатый парировал:
– Дело не столько во мне, сколько в возможностях компании, руководство которой все дело затеяло. От меня зависело организовать процесс, что я и сделал.
Пришлось взять кредит в банке на приобретение пяти деревообрабатывающих станков и двух погрузчиков – только на это потребовалось более 80 тысяч долларов, найти десять надежных работников, забетонировать территорию, провести водопровод и электроэнергию, на что еще потрачено 10 тыс. долларов. А со сбытом продукции нет никаких проблем: зарубежные потребители через доверенных лиц находят сами таких производителей в Беларуси.
За 2020 год рынки сбыта расширились, продукция поступает также в Латвию и Бельгию. Экспортная выручка ООО «БелЛесМет» составила 123 тыс. долларов.
– Самое сложное – это покупка древесины на бирже. Цена одного кубометра в начале прошлого года подскочила со 100 до 200 руб., – подчеркнул Николай Касатый. – Не ограничиваемся только хвойными породами, покупаем и изготавливаем паллетную доску, рейки из березы, ольхи, осины. Даже горбыль идет в дело, а то, что нельзя переработать, годится на щепу, которая востребована у предприятий ЖКХ. Налажена безотходная технология.
Когда на территории предприятия создается определенный запас, на транспорте приезжают заказчики, чтобы забрать готовую продукцию. За 2020 год отгрузили больше сорока единиц техники пиломатериалов, или более 1200 кубометров.
Для удешевления готовой продукции управляющий решил поучаствовать в торгах на получение делянки для заготовки древесины в Лепельском и Ушачском районах. Этот шаг был хоть и рискованным, но оправданным. Действительно, в итоге получилась приличная экономия, когда собственными силами заготавливается сырье.
Легко перечислять все то, что успел сделать Николай Касатый за небольшой промежуток времени.
– На деле все достается большими усилиями. Только энтузиазм, а еще большая ответственность перед семьей, где есть маленький ребенок, помогают добиваться поставленных целей, – признался Николай Николаевич.
– Соответствует ли это истине, что предприятия по деревообработке растут как грибы после дождя? Есть ли примеры, когда вновь созданные фирмы уходят с арены успешных игроков по производству пиломатериалов? – поинтересовались у заместителя председателя Лепельского райисполкома Оксаны Терешковой.
– Не могу сказать, что частные фирмы по деревообработке плодятся с такой скоростью, как растут грибы. За последние два года открылись всего два предприятия. Одна фирма с юридическим адресом в столице так и не смогла стать на ноги, выдержать конкуренцию, обанкротилась.
– Какие из восьми предприятий самые крупные?
– Прежде всего, это государственные – Лепельский лесхоз, Лепельский леспромхоз ОАО «Витебсклес» и Березинский биосферный заповедник. Частные фирмы и компании «Бонт-Лес», «Бероли», «Мастер-Шик», «Стройсервис» и «БелЛесМет», или 62,5% от общего числа. В прошлом году шесть предприятий отгрузили пиломатериалов на экспорт на сумму 1,8 млн долларов, или более 120% к уровню предыдущего года.
Как на особо охраняемой природной территории, какой является Березинский биосферный заповедник, возможна деятельность деревообрабатывающего цеха? В природоохранном учреждении нам пояснили, что рубки ухода, прореживание проводит экспериментально-лесоохотничье хозяйство «Барсуки» (на его территории находятся два лесничества – «Барсуковское» и «Березинское»), не на территории заповедника, а вокруг него. Более того, заготовка древесины на специально отведенных участках строго контролируется.
Что касается цеха, то он в 2020-м экспортировал в Польшу, Литву, Латвию, Германию, Бельгию, Нидерланды более 10 тыс. кубических метров обрезных и необрезных пиломатериалов, опилок, щепы. Рентабельность продаж – почти 20%, образование отходов – всего 3%.
– В нашей области действительно много деревообрабатывающих производств, что, с одной стороны, неплохо, – подчеркнул председатель областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов. – Поясню: лес становится зрелым через 40 – 50 лет. Если его не использовать, он еще простоит несколько лет на корню, а потом на ослабленные, старые экземпляры нападут вредители, и насаждения просто бесславно погибнут. С этой точки зрения выборочная заготовка древесины необходима. Не пропадать же добру!
– А с другой, хватит ли спелых лесов для всех жаждущих вырубить их и отправить на экспорт? Не останутся ли у нас только подлески и кустарники в труднодоступных болотистых местах? – поинтересовалась у специалиста.
– Деревообработка – нелегкий бизнес, – пояснил Виктор Галанов. – С точки зрения соблюдения всех требований еще и трудозатратное производство. Не всякая небольшая фирма может выдержать конкуренцию, начиная с биржевых торгов древесиной и участков, где можно вести заготовку. Для организации таких производств должна быть рядом подходящая база – лес с низкосортной древесиной. А таких лесов у нас действительно много. Здесь нужно четко понимать: кругляк за границу не реализуется. Только продукция глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью – пиломатериалы, пеллеты, щепа.
– Лес называют зеленым золотом. Что предпринимают работники лесного хозяйства, чтобы его запасы не скудели, а пополнялись?
– Несмотря на то, что лес – возобновляемый природный ресурс, к нему должно быть рачительное отношение. Правда, на практике приходится нередко сталкиваться с ситуацией, когда порядок на делянках после заготовки древесины далек от идеального. Чем быстрее площадка расчистится для новых посадок, тем быстрее поднимется новая поросль, тем быстрее вырастет лес. Лесхозы уделяют большое внимание лесовосстановлению, выращивают в лесных питомниках (их по области 16) качественный посадочный материал, и ежегодно лесные массивы прирастают от трех до пяти тысяч гектаров новыми посадками. Хорошо в этом плане работают Оршанский, Глубокский лесхозы, приживаемость посадочного материала здесь очень высокая. Сбалансированный подход в заготовке древесины и восстановлении лесных культур не позволит исчезнуть лесным массивам с карты Витебщины. Мы как были самым зеленым регионом республики, так им и останемся.
Общий запас древесины только в Витебском ГПЛХО составляет без малого 300 млн кубометров. Средний запас на 1 га спелых и перестойных насаждений в области — 250 куб. м. Нужно четко понимать: кругляк за границу не реализуется. Только продукция глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью — пиломатериалы, пеллеты, щепа.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.