В условиях жесткой борьбы за рынки сбыта новополоцкое СООО «ЛЛК-Нафтан» достойно конкурирует с мировыми лидерами отрасли на просторах дальнего зарубежья. В активе предприятия – титул лучшего экспортера Республики Беларусь и высокая награда за лучшую работу в области импортозамещения присадок к смазочным маслам на территории Российской Федерации. Что определяет успех, нам рассказал генеральный директор предприятия, обладатель почетного звания «Человек года Витебщины» Михаил Бабушкин.
– Михаил Олегович, ваше предприятие обладает самым крупным на просторах СНГ комплексным технологическим потенциалом по выпуску присадок и 95% своей продукции отправляет на экспорт. Как изменилась география поставок в последние годы?
– Десять лет назад, когда мы только начинали, доминирующим направлением была Российская Федерация. Время показало, что такая зависимость не является преимуществом, поэтому ведем активную работу по диверсификации, стараемся развернуть вектор в сторону дальнего зарубежья. Как результат, за пределы стран таможенного пространства в прошлом году отгрузили 53, а по итогам января – уже 70% продукции. Когда у нас зима, попробовали поискать счастья в теплых краях.
Основное внимание сейчас обращаем на Ближний Восток и Юго-Восточную Азию, где удается успешно конкурировать с китайскими компаниями. Основной поток направляем в Объединенные Арабские Эмираты, осваиваем Сингапур, закрепляемся в Индии, хотя там, кстати, на пике развития находятся собственные производители. Есть отдельные поставки в Южно-Африканскую Республику, после отправки пробной партии получили крупный заказ из Нигерии. Сохраняем присутствие на рынках Европы. Стараемся расширять список стран-партнеров, в целом их около двадцати.
В данный момент участвуем в ряде совместных проектов с российской нефтяной компанией «Лукойл», одним из наших учредителей. Поставляем пакеты судовых присадок, с помощью которых они готовят масла и распространяют их в портах по всему миру, что тоже укрепляет позиции экспорта.
– В чем заключаются ваши конкурентные преимущества?
– Все начинается с экономики. Мы планомерно работаем над снижением производственных затрат, составляющих основную долю себестоимости. За два года сократили их на 30%. При том, что постепенно уходим в сторону более сложных, технологичных продуктов, наши цены остаются конкурентоспособными.
С точки зрения качества продукции тоже имеем положительный имидж, делаем все, чтобы соответствовать ожиданиям и требованиям потребителя. Активно инвестируем в новое оборудование и технологии. Но главным конкурентным преимуществом считаем крепкую команду из 330 профессионалов. Ведь источником любых инноваций всегда являются люди.
– Трудно ли устроиться к вам на предприятие, какие требования предъявляете к специалистам?
– С гордостью могу сказать, что мы сформировали свою школу подготовки специалистов – лучшую на постсоветском пространстве, создали сплоченный коллектив. Он стабильный, но в процессе реорганизации пополняется новыми людьми. При этом идет достаточно жесткий отбор, проводится активная кадровая политика. При поддержке соответствующей службы «Лукойла» мы организовали собственное управление по персоналу.
Много внимания уделяем изучению иностранных языков. На ключевых должностях без этого не обойтись. Вся коммерческая служба владеет английским, некоторые специалисты еще испанским и французским. По-другому нельзя, мы экспортоориентированное предприятие.
Конечно, обязательна дисциплина. Кроме того, очень важно быть сильными духом, не пасовать перед трудностями, чтобы не дать лодке утонуть, а вместе грести вперед по разбушевавшемуся морю. Ведь мы конкурируем с мировыми акулами бизнеса, наталкиваемся на преграды, сопротивление. Технологии создания новых присадок сегодня держатся под строгим секретом, их разрабатывают сами производители. Сделать продукт, превосходящий импортные аналоги, очень непросто. За десятилетнюю историю компании мы уже поставили на производство около 30 наименований присадок и столько же пакетов присадок, разработали более 100 новых рецептур масел для наших потребителей.
В целом стараемся, чтобы люди работали в комфортной среде, чувствовали отдачу, знали, что их ценят. Создаем условия для развития и карьерного роста, мотивируем системой поощрений, укрепляем корпоративный дух на спортивных соревнованиях.
– Когда другие компании лихорадит, вы демонстрируете устойчивый рост, список наград вашего предприятия впечатляет. Совсем недавно вы получили почетную грамоту за личный вклад в развитие российской нефтяной компании «Лукойл» из рук ее президента Вагита Алекперова (на фото). А неделю назад СООО «ЛЛК-Нафтан» уже в который раз занесено на городскую Доску почета как победитель трудового соревнования по итогам прошлого года. Какими были главные достижения?
– Прирост промышленной продукции в действующих ценах составил почти 137% к уровню 2014 года. Аналогичные показатели по экспорту, выручке от реализации продукции, производительности труда. Более чем в два раза выросла прибыль от реализации, инвестиции в основной капитал – 22 миллиарда рублей, или 237% к предыдущему периоду. В итоге мы смогли на 20% увеличить заработную плату, кроме того, заработали четыре квартальные премии. В тяжелейших условиях стараемся сохранить и даже превзойти эти результаты.
– Согласны с тем, что кризис дает новые возможности для развития?
– Есть такой термин «раскрывать резервы». Мы постоянно стремимся это делать. Да, сегодня меняется геополитическая обстановка, падает цена на нефтепродукты, а следом – на смазочные масла и присадки. Но ряд моментов можно обратить и в свою пользу, к примеру, дешевле закупить сырье. Кроме того, кризис мобилизует внутренние ресурсы, побуждает действовать нестандартно, принимать более эффективные решения и получать соответствующий результат.
Приятно, что наши старания отмечают на уровне города, области и республики, ведь мы живем в этой стране и работаем на ее благо. Но так же почетно получать награды за рубежом. Признание налагает ответственность и добавляет сил продолжать начатое с еще большим вдохновением. Мы намерены подстраиваться под любые экономические условия, расширять свой бизнес и уверенно идти вперед. Свои лидерские позиции сдавать не собираемся.
Фото из архива предприятия