Автор: . Дата создания:

Эффективное сельскохозяйственное производство сегодня базируется на интенсивных технологиях и высоконадежных технических средствах. При этом в сложных почвенно-климатических условиях Витебщины техническая оснащенность хозяйств играет ключевую роль для достижения результата. При ограниченности ресурсов на закупку новых машин в регионе делают ставку на восстановительный ремонт техники.

Организационные наработки по технической модернизации АПК и потенциал специализированных предприятий Витебщины по выпуску новых машин и ремонту выработавшей ресурс техники был представлен на республиканском семинаре-совещании. Мероприятие прошло на базе ОАО «Витебский мотороремонтный завод» с участием руководства Министерства сельского хозяйства и продовольствия, представителей облисполкомов, машиностроительных предприятий и дилерских технических центров. Основная тема разговора — анализ готовности парка кормоуборочной техники и организация технического сопровождения работ, в том числе обеспечения запасными частями.


НА ПОДХОДЕ КОСОВИЦА
Сегодня во всех регионах страны заканчивается сев яровых и хозяйства переходят к заготовке кормов. Как отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун, необходимо организованно и результативно провести первый укос, по итогам которого планируется заготовить основной объем кормов из многолетних трав.
— Судя по погоде, будут трудности на начальном этапе кампании, поэтому нужно хорошо подготовить технику для того, чтобы завершить кормозаготовку в оптимальные сроки, — подчеркнул заместитель министра.
По итогам первой декады мая в целом по стране фактическая готовность кормоуборочных комбайнов составила 79%, косилок — 82%, граблей — 83%, пресс-подборщиков — 84%. Во всех регионах парк кормоуборочной техники близок к оптимальной обеспеченности. Вместе с тем при необходимом ежегодном обновлении машин на уровне 8% в 2020-м этот показатель не превысил 6%. Свыше 33% техники эксплуатируется более 10 лет. Во время заготовки трав первым укосом в минувшем году ежедневно по стране простаивало по техническим причинам около 8% кормо­уборочных комбайнов. Анализ причин показал, что готовность сложной техники невозможно обеспечить силами хозяйств через косметический ремонт — этим должны заниматься специализированные центры или предприятия-производители.
Именно по этому пути идет Витебская область.
— Глава государства говорит о необходимости восстановления в регионах агросервисов, поэтому мы на Витебщине определили, что в каждом созданном крупном агропромышленном объединении должна быть структура со специализацией на ремонте, которая организуется на базе агросервисного предприятия. Это четко укладывается в выработанную нами тактику действий по модернизации парка — восстановление техники через специализированные точки (будь то райагросервисы или крупные ремонтные предприятия). При этом, конечно, прилагаем усилия для закупки новых машин и механизмов, — отметил председатель облисполкома Николай Шерстнёв.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ С ОПОРОЙ НА БЮДЖЕТ
Особое внимание уделяется восстановлению комбайнов КВК-800, которые являются основой парка кормоуборочной техники. По данным на середину мая, в области насчитывается более 500 комбайнов различных марок (КВК-800 — 71%), из которых фактически основная нагрузка в предстоящую заготовительную кампанию ляжет примерно на 80% машин. Надо обеспечить их готовность к работе.
На Витебщине реализуется программа ремонта сельхозтехники на 2021 год, предусматривающая обновление до 4 машин ежемесячно. По словам заместителя председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Михаила Придыбайло, это неновая, но эффективная форма работы. Понимая ее важность, облисполком нашел возможность поддержать сельхозорганизации из бюджета, выделив уже около 4 млн рублей на подготовку кормоуборочной техники.
Организационно это выглядит так. Комбайны со значительным сроком эксплуатации обследуются инженерной службой области для определения их ремонтопригодности, и принимается решение о направлении на восстановительный ремонт в ОАО «Западно-Двинский межрайагросервис». Двигателями занимается ОАО «Витебский мотороремонтный завод». В результате машина полностью восстанавливает ресурс, при этом затрачивается примерно в 10 раз меньше денег: если новый комбайн КВК-800 стоит порядка 530 тыс. рублей, то возвращение в строй бывшей в эксплуатации машины обходится в 50 тыс.
Парк косилок, насчитывающий более 1,2 тыс. единиц, также находится в таком состоянии, что каждой требуется уделить внимание. Их ремонт освоен в ОАО «Тираспольский агротехсервис», где создано 4 бригады. Косилка разбирается, дефектуется, ставится новый брус и ремонтируются базовые детали и узлы. Машина выходит как новая, а по деньгам получается дешевле примерно на 30%. И здесь существенную поддержку хозяйствам оказывает бюджет, уточнил Михаил Придыбайло. По аналогичной схеме организована работа с энергонасыщенной техникой, отработавшей срок, но имеющей остаточный ресурс по отдельным узлам и механизмам.
На Витебщине таким образом с ноября 2020 года по апрель 2021-го отремонтировано почти 490 единиц сельхозтехники, в том числе более 160 тракторов (из которых 36 энергонасыщенных), 11 кормоуборочных комбайнов, свыше 60 плугов, 38 комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов и т. д. Иначе говоря, возвращение в работу изношенной и неисправной сельскохозяйственной техники остается единственной реальной альтернативой модернизации технологического парка в условиях ограниченности финансовых средств, не позволяющих довести ежегодное обновление до требуемого уровня в 8 – 10% от общего наличия машин.
Кроме того, предложенные промышленностью образцы новой сельскохозяйственной техники не в полной мере отвечают требованиям аграриев Витебщины по надежности, техническим характеристикам, ценовым параметрам. В результате выпуск необходимых машин и механизмов осваивается непосредственно предприятиями региона. Так, ОАО «Витебский мотороремонтный завод» запустило производство комбинированных поч­вообрабатывающих агрегатов с активной и пассивной поч­вообрабатывающей частью, сеялок зерновых с одновременным внесением минеральных удобрений, дискаторов, в том числе для тяжелых почв с увеличенным диаметром (до 736 мм) рабочего диска. Как отметил директор предприятия Виктор Масалов, если пару лет назад новая техника занимала более половины в общем объеме производства акционерного общества, то сегодня на первый план выходят ремонтные работы, удельный вес которых достигает 70%. Завод способен восстанавливать двигатели любых марок, в том числе энергонасыщенных тракторов, которых поступает все больше, а также импортной техники. Техника собственного производства, степень локализации которой превышает 90%, выпускается мотороремонтниками в основном под заказ. Между прочим, в 2021 году несколько сельхозмашин поставлено партнерам из стран Евросоюза. Безусловно, коронавирусная повестка сказалась на экспортном потенциале «Витебского МРЗ», тем не менее предприятие намерено наращивать активность на внешних рынках, куда поставляются в основном запасные части и услуги.


Участники семинара ознакомились с образцами отремонтированной техники на демонстрационных площадках, развернутых на территории витебских предприятий.


Фото Сергея АНТОНОВА.