В текущем году под воздействием ряда негативных факторов, связанных с курсовой разницей и падением потребительского спроса на основных рынках своего присутствия, фабрика вынуждена корректировать планы и искать новые возможности для развития. Впрочем, это и понятно: кризис стимулирует к изменениям, так что «ЗИ» приступило к системным преобразованиям по всем направлениям. Тем более что на фабрике сохранен главный актив – коллектив профессионалов, на котором держится любое современное предприятие. Как особо подчеркивает директор «ЗИ» Андрей Шамшура, благодаря грамотности технических специалистов удалось нивелировать влияние негативных тенденций и уверенно начать процесс тотальной диверсификации – ассортимента, производства, товаропроводящей сети и рынков сбыта.
Ассортимент: разнообразие и единство стиля
Самые масштабные изменения произошли в ассортиментной политике предприятия. Оперативно реагируя на перемены в поведении потребителей, в производственной программе мужской группы был смещен акцент с верхнего драпового пальто на плащевые, в том числе стеганые, изделия. «ЗИ» также стало больше внимания уделять прекрасной половине человечества. Запущены женские коллекции одежды изо льна и вискозы, ряд моделей верхнего женского драпового пальто и курток. Более того, фабрика прислушалась к пожеланиям торговли и внедрила производство коллекций едином стиле. Теперь в фирменных магазинах предприятия дамы смогут приобрести ансамблевые комплекты приглянувшихся вещей.
– Такой подход, мы надеемся, вызовет положительные отклики покупательниц, – отмечает Андрей Шамшура.
Кроме того, фабрика выработала интересные конструкторские и маркетинговые решения по школьной форме, которой пошили значительно больше, чем в предыдущие годы. Хотя беспокойства по поводу реализации избежать не удалось, изделия оказались востребованными и пользовались повышенным спросом, так что есть намерения в будущем расширять свою нишу в этом сегменте рынка.
Впрочем, главная новость ассортиментной политики связана с появлением в производственной программе трикотажных изделий. Именно так предприятие решило дополнить коллекции мужского костюма, пальто и куртки, причем разрабатывает вещи также в едином стиле. Это и джемперы, и рубашки-поло – над развитием трикотажной тематики сегодня активно трудится экспериментальный цех.
Трикотажные перспективы
Такое предложение стало возможным благодаря открытию трикотажного цеха, на организацию которого подтолкнули в том числе события вокруг ОАО «КИМ». Основу производственных мощностей фактически нового подразделения фабрики составили станки и механизмы, приобретенные на обанкротившемся предприятии. Решая вполне утилитарные производственные задачи, предприятие выполнило и важнейшую социальную миссию – в новом цеху трудоустроено более 70 специалистов, а это в подавляющем большинстве женщины, с «КИМа». И развитие этого направления продолжится, рассматриваются варианты внедрения штучной печати, вышивки, приобретения других специализированных механизмов для организации выпуска разнообразного и востребованного покупателем ассортимента трикотажных изделий.
Диверсифицируя мощности, фабрика, тем не менее, не забывает про основное производство. Прорабатываются варианты приобретения автоматизированного раскройного комплекса, что позволит снизить трудоемкость и сократит затраты на пошив.
– Сегодня швейные фабрики активно автоматизируют производственные процессы, так что и мы не сможем повышать конкурентоспособность без внедрения специализированного оборудования, – отметил Андрей Шамшура.
Кроме того, продолжится оптимизация и повышение эффективности использования производственных площадей, в том числе путем привлечения арендаторов.
По пути к потребителю
Системные преобразования предстоит провести и в товаропроводящей сети. Движение к потребителю планируется вести в нескольких направлениях. Предприятие укрепляет сотрудничество с торговыми организациями, прежде всего с сетевыми компаниями, которые уже завоевали и удерживают свою долю на рынке, имеют развитую оптовую и розничную структуру. Так, продукция «ЗИ» заняла место на полках таких крупных ритейлеров, как «Евроопт», «ГИППО».
Параллельно фабрика модернизирует и наращивает собственную фирменную торговую сеть. Сегодня подыскиваются помещения во всех областных центрах и Минске. Также разрабатываются единое стилевое решение и эффективная организация торгового пространства в магазинах «ЗИ». Преобразование торговых объектов планируется в начале года, когда отмечается сезонный спад потребительской активности. Дополнительные возможности для расширения каналов сбыта продукции открываются при развитии кооперации с интернет-магазинами, что также входит в перспективную повестку дня.
Стремительное развитие технологий, информационная революция и глобальная конкуренция – эти процессы ставят перед современным производством новые задачи. И в таких условиях коллективу «ЗИ» предстоит учиться грамотно реагировать на рыночную ситуацию, оперативно принимать тактические меры по сохранению и развитию производства, укреплению репутации надежного партнера, а также выстраивать успешное будущее предприятия.
Фото Антона Степанищева.