С начала апреля действует постановление, согласно которому запрещается продавать новую или, как еще называют, стоковую одежду в магазинах секонд-хенда. Исключение – бельевые изделия. Корреспондент «ВВ» узнала, как отреагировали покупатели и продавцы на нововведения и насколько принятая мера эффективна.
Честная конкуренция
Напомним, что «Беллегпром» предложил правительству обратить внимание на работу секонд-хендов, так как отечественные предприятия легкой промышленности находятся в условиях нечестной конкуренции. Часть товара в секондах – стоковая одежда, которая осталась без покупателя, а в секонд-хенде она продается с большой скидкой. Поэтому если магазин позиционируется как секонд-хенд, то там должны реализовываться вещи исключительно б/у.
Вещи с дефектом
В Витебске подобных торговых точек много. В магазине на одной из центральных улиц первое, на что обращаешь внимание, – порядок в торговом зале. Здесь одежда для всей семьи, хороший ассортимент. Вещи распределены по отделам. Товар обновляется еженедельно. В зале немноголюдно, от одной из стоек с вещами семейная пара направляется к продавцу.
– Посмотрите, в этой мастерке плохо застегивается замок, дефект, получается. Может, сделаете скидку? – спрашивает женщина.
Девушка-продавец предложила немного подождать, пока она уточнит информацию у товароведа. Спустя несколько минут к паре, которая ждала скидку за дефектную мастерку, возвращается продавец.
– Замок работает исправно, посмотрите, – говорит она и дает мужчине и женщине убедиться в этом лично, а потом добавляет: – Да, есть в магазине вещи с дефектом. Это отражено на рисунке или ценнике: обведено место, где есть пятно, дырочка или плохой замок, например.
Не скрывая разочарования, пара направилась к кассе и все же купила вещь. Тем временем я подхожу к мужчине и интересуюсь, знает ли он о новых правилах в работе секондов.
– Читал в интернете. Сегодня секонд-хенд стал частью культуры, здесь одеваются многие. Выбор одежды устраивает, да и цены тоже, – ответил он.
Одежды с дефектами было не так уж и много. На других вещах присутствовали следы эксплуатации: катышки, оторванные бирки с логотипом производителя. Я стала искать новые вещи, но не нашла, несмотря на то, что тщательно пересмотрела ассортимент. Единственное, что привлекло внимание, — спортивная куртка, которая выглядела новой, будто ее и не мерили даже. Но этикеток на ней не было, зато цена кусалась в сравнении с другими изделиями.
Нового не найдете
Посетила еще один большой по площади магазин секонда. Цены тут достаточно низкие. К тому же постоянно действуют скидки – вплоть до 90%. А вещь, которая стоила 20 рублей, можно купить за 2. Отыскать новую одежду с ярлыками тоже не получилось. Проверить действующие ограничения в обувном достаточно легко: нужно только взглянуть на подошву, да и внешний вид красноречиво говорит о том, сколько километров прошли кроссовки.
Далее решила немного схитрить и попросила у продавца, чтобы та подсказала что-то новенькое, не бывшее в употреблении.
– Неношеного товара не найдете, – подчеркивает продавец Светлана. – В нашем магазине продают только б/у вещи и обувь. Но это вовсе не означает, что здесь не найдется товара хорошего качества.
По словам продавца, в прошлом месяце можно было отыскать новую вещицу. Но вот чтобы успеть ее купить, нужно было сильно постараться. В день привоза в магазине много покупателей и каждый хочет забрать «лакомый кусочек».
– Раньше к нам попадали стоковые вещи. Были и известные бренды, например, H&M. Молодежь за такими и охотится. Конечно, в секонд-хенде ее выгоднее купить, – поясняет девушка. – Но такие вещи всегда приходили в единичном экземпляре.
Светлана уверяет, что после нововведений в секонд-хендах людей меньше не стало. Есть вещи, бывшие в употреблении всего один раз. А по виду не скажешь, что одежда б/у.
Молодая женщина Александра из Витебска называет себя постоянным покупателем одного из секонд-хендов в центре города. Как только его открыли, только там она и одевается. Выбор большой, цены устраивают. Между тем витебчанка отметила, что не прочь была бы носить одежду белорусского производства.
– Детям одежду покупаю здесь, потому что они растут быстро, — говорит Александра.
– А качество устраивает? – интересуюсь я.
– Да. Недавно старшему сыну понадобились майки на физкультуру. Пошла в магазин, купила три импортные майки. За них отдала почти 45 рублей. После двух стирок швы перекосились, а цвет из яркого стал блеклым, – сетует Александра.
Не огорчили, не обрадовали
Продавцы секонд-хенда, с которыми удалось пообщаться, говорят, что новые правила на торговле особо не отразились, потому как сток приходил редко.
– Секонд-хендом занимаюсь около десяти лет. Стоковая одежда попадается всегда, но это был небольшой процент от общего объема товара. Возьмите, к примеру, нынешнее время – пандемия. Многие люди покупают вещи через интернет. Но глазомер не всегда может угадать, купил джинсы – не подошли, что делать? Сдать в секонд-хенд, – делится Кирилл. – Не скажу, что огорчили новые правила, но и не обрадовали.
По мнению продавца другого небольшого секонда, принятая мера может быть неэффективной.
– Все, кто работает в этой сфере, внимательно изучили документ, – говорит она. – Даже если перед ввозом в страну эту бирку срезали, вещь без этикетки новой не считается.
По словам собеседницы, спрос на секонд-хенд за последние годы вырос, и покупателям неважно, висит на одежде заводской ярлык или нет. Главное – качество, состояние вещи и чтобы она нравилась.
– Заметила, что носить вещь б/у – это и своеобразная мода, которую подхватила наша молодежь. Исходя из личного примера: мои знакомые стеснялись не то что покупать одежду из «вторых рук», а даже заходить в такие магазины. Сегодня ситуация изменилась, теперь это норма, – говорит продавец.
Интернет-магазины
Елена уже четвертый год как индивидуальный предприниматель продает секонд-хенд через интернет-магазин. Девушка поделилась, что численность магазинов и групп в социальных сетях по продаже б/у вещей стремительно увеличивается. Кому-то так даже проще: не нужно толпиться в магазине и стоять в очереди.
– Спрос на секонд-хенд в интернете есть. Сейчас начинается сезон дачников, многие заказывают одежду для огорода. А среди молодежи популярны вещи из 90-х, – говорит Елена. – В последнее время брендовых вещей стало меньше и все чаще попадаются Китай и вещи с «АлиЭкспресса».
Ближе к потребителям
Сколько продукции завозится в секонд-хенды и какое количество вещей там абсолютно новые? Ответ на этот вопрос «Беллегпром» выяснил еще в 2019 году, проведя анализ ассортимента на рынке подержанных вещей. Как сообщали тогда СМИ, при выборочной визуальной оценке представленных в торговых залах сети секонд-хенд товаров выяснилось, что 70% из них — новые вещи.
Тогда в одном из интервью председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина отметила: «Конечно, хочется, чтобы отечественные бренды развивались не с помощью административных мер. Но конкуренция на внутреннем рынке республики должна быть честной. С помощью новых маркетинговых инструментов мы должны нашему населению объяснять преимущества белорусской продукции. Концерн сейчас озабочен совершенствованием системы продвижения товара. Формы меняются. На первый план, например, выходят онлайн-продажи. Мы готовим ряд предложений по развитию отрасли, с которыми будем выходить в Совмин».
Два года назад в планах у главы «Беллегпрома» было создание на базе концерна интернет-магазина и шоу-рума, где были бы представлены лучшие отечественные производители, которые, по словам Татьяны Лугиной, не боятся конкуренции с азиатскими магазинами и сетями секонд-хенд, но намерены бороться за то, чтобы представленные там товары отвечали нормам белорусского законодательства.
Стоит отметить, что эти планы реализуются. В декабре 2020 года в беседе с корреспондентом «СБ» Татьяна Лугина отметила, что в системе концерна действует 16 интернет-магазинов.
– Чтобы покупатель смог комплексно ознакомиться с ассортиментом всех предприятий концерна и приобрести товары белорусского легпрома, мы разрабатываем мультибрендовую площадку, где будут представлены мужская, женская, детская одежда, бельевой трикотаж, домашний текстиль, товары галантереи, фарфоровые изделия и другое. Появится и мобильное приложение.
Конечно, в связи с небольшой емкостью отечественного рынка площадка окажется не настолько крупной, как известные международные интернет-магазины. Тем не менее полагаем, что это правильный инструмент презентации и продвижения наших производителей.
Мнения
Ольга Зенкевич, 47 лет:
– Заходила пару раз в такие магазины, но ничего не брала. Рыться в кучах одежды – не мое. Мне проще купить обновку в обычном магазине. К тому же одежда из секондов имеет сильный запах порошка, который мне неприятен. Конечно, вещи дешевле, но не новые же. Если я могу себе позволить новую одежду, зачем мне покупать б/у? А наши фабричные мне в самый раз: и модели хорошие, и расцветка подходит.
Галина Урбанович, 26 лет:
– За брендами не гонюсь. И отечественное, и импортное покупаю. В акционные дни могу зайти в секонд-хенд и что-то себе прикупить. В одежде предпочитаю классический стиль, потому покупаю чаще одежду белорусского производства: нравятся их модели, качество пошива и ткани.
Ольга Гусачок, 57 лет:
– Ношу все белорусское. К зарубежным брендам отношусь с осторожностью. Как неоднократно слышала по телевизору, там и краска может быть опасной для здоровья, и качество оставляет желать лучшего. А белорусская одежда, которая проходит жесткий контроль, качественная: и пошив, и покрой. На мне сегодня платье, которое я купила 20 лет назад, верите? Покупала, когда была беременна старшим, а теперь гуляю в этом же платье, только с внучкой. Наши технологии проверены, мы доверяем белорусскому производителю. Вот, например, туфли у меня витебские.
За последние четыре года в Беларусь ввезено 48,5 тонны б/у одежды.
Алина КОНСТАНТИНОВИЧ, Елена ПЕТРОВА. Фото из открытых источников