Автор: . Дата создания:

Недавно Новополоцк посетил председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков. Встрече с трудовым коллективом ОАО «Нафтан» предшествовал осмотр объектов модернизации.

 

Сам диалог проходил на фоне предметного интереса заводчан к так называемому налоговому маневру, который реализуется российским правительством. Изменение условий поставки углеводородного сырья затрагивает интересы отечественной экономики. Идет непростое согласование механизмов компенсации. К переговорному процессу подключился Владимир Семашко, назначенный послом Беларуси в России. Все эти обстоятельства и предопределили лейтмотив выступления Андрея Рыбакова.

Глава «Белнефтехима» Андрей Рыбаков: Выход — в наращивании глубины переработки и новых технологиях

 

«Что нужно знать новополоцким нефтехимикам о стратегии российских партнеров? — сразу перевел разговор с коллегами в практическую плоскость глава концерна. — Только то, что через несколько лет им придется покупать нефть по мировым ценам. Выход — в наращивании глубины переработки и новых технологиях».

Ситуация в Новополоцке благоприятствует перестройке, связанной с внешними обстоятельствами. Схема нефтехимического комплекса, которая при иной конъюнктуре казалась избыточно разветвленной, в свете новых задач смотрится выгодно. Самое время вспомнить, каким авторитетом в советские годы пользовались белорусские специалисты. Маслоблок Новополоцкого НПЗ был вторым по мощности в СССР и на пике производительности выпускал до 400 тысяч тонн продукции в год. Линейка включала моторные, трансмиссионные, гидравлические, компрессорные, индустриальные и базовые масла.

 

Даже неспециалисту видно, что автомобили на электрическом ходу начинают теснить транспорт на топливе. Значит, рано или поздно спрос на моторное топливо упадет. Чего не скажешь о маслах, потому что машины и механизмы всегда нуждаются в смазочных материалах. И это не единственный «козырь в рукаве» у новополоцких партнеров российских нефтяников.

«Нафтан» располагает серьезным набором установок, питающих сырьем химические предприятия. На диверсификацию товарных потоков работает «Полимир».

Уход от мазутной зависимости дает небывалое развитие таким процессам, как утилизация сероводорода и тяжелых нефтяных остатков. По возрастающей идет использование тонких композиций, производимых на базе битумов. Не забудем и Новополоцкий нефтехимический кластер, собравший в кулак производство, университетскую науку и административный ресурс мощного индустриального центра Витебщины.

 

Все это обеспечивает широкое поле для коммерческого маневра, поиска перспективных экономических ниш. Но процесс вывода предприятия на уровень лидеров мировой нефтепереработки требует форсированного ввода объектов модернизации. Срок, определенный правительством, – ноябрь 2019 года.

Целью рабочего визита председателя концерна и была сверка часов. Его интересовали принципиальные вопросы. Как налажен строительно-монтажный конвейер? Есть ли взаимопонимание в кругу подрядчиков? Хватает ли рабочих pyк? Успевают ли службы снабжения и комплектации обеспечивать материалами и оборудованием стратегический плацдарм?

Впереди у новополоцких нефтехимиков год очень напряженного труда. Кураторских проверок будет много. Какой вывод можно сделать по итогам состоявшегося визита Андрея Рыбакова? Не так страшен налоговый маневр правительства РФ, как его малюют. Но лучшим из контрманевров может быть только максимально эффективное и гибкое производство.

Фото Елизаветы ПЕТРЕНКО.