Ведущий дизайнер Витебской кондитерской фабрики «Витьба» Светлана Подоляк (на фото справа) знает, как упаковкой привлечь внимание покупателей к содержимому, и мечтает поработать с необычными материалами. Секретами редкой профессии специалист поделилась с корреспондентом vitvesti.by.
С кистью и стилусом
После окончания худграфа ВГУ имени П. Машерова Светлана Подоляк работала в школе, но за время отпуска по уходу за ребенком поняла, что педагогический труд – это не ее. Дизайн и компьютерная графика стали любимым хобби, которое потом переросло в профессию, связанную с разработкой упаковки для кондитерской фабрики «Витьба».
– В вузе нас учили работать с традиционными материалами – акварелью, маслом, карандашом, которые ложились на бумагу и холст. А графика на компьютере – это скорее техническое творчество, – поделилась опытом дизайнер. – Компьютер не только средство для создания изображения, он – соавтор, мощный инструмент реализации творческих идей. Рисовать в графическом редакторе, с одной стороны, легко: если что-то сделал не так, можно вернуться на несколько операций назад и переделать.
Но с другой стороны, сложно добиться выразительности рисунка. Ведь обычно в арсенале художника линия, пятно, штрих, а в масляной живописи еще и мазок – основные средства, придающие дополнительную выразительность. В цифровом изображении это можно получить только с использованием определенных фильтров, спецэффектов.
– Всегда ли для дизайнера упаковки важно художественное образование? – интересуюсь у собеседницы.
– Желательно, – считает опытный специалист, – вузовское образование дает практику рисования, развивает необходимые для работы чувство формы, цвета, света, пропорции, композиции, а также способствует воспитанию художественного вкуса. Хотя я встречала людей, от природы одаренных наблюдательностью и творческих, но таких было немного.
Художники малых форм
Для того, чтобы покупатель заметил продукт на магазинных полках, его упаковка должна быть красивой и привлекательной.
Однако не все знают, что поле для творчества у дизайнера сильно ограничено производственными требованиями: на этикетке используется шрифт определенного размера, должны быть информация об отличительных особенностях продукта, состав входящих в него компонентов, штрих-код и так далее. Вот и получается, что площади для чего-то креативного остается мало. И все же настоящим профессионалам это не мешает.
Светлана рассказала, что фотографии высокого качества, которые мы видим на упаковках, – это обработанные изображения: часто поверх фотоснимка наносятся определенные цвета, убираются лишние детали, добавляются блики и тени. При этом используются художественные кисти, специальные заливки цветом, добавляется фактура. Словом, идет кропотливая работа по созданию будущей упаковки.
Моя собеседница трудится дизайнером на кондитерской фабрике «Витьба» больше 15 лет. Ей очень нравится, потому что всякий раз новое задание вызывает интерес и азарт.
– Порой поначалу даже не знаешь, как подступиться к делу, думаешь, ищешь решение, – говорит она. – Основная задача считается выполненной, если ты смог перевоплотиться в того, кому адресован дизайн, понять, что для него хорошо и привлекательно. Это своеобразный личный челлендж – выходить за рамки своих умений. Зато, когда получается, приходит удовлетворение от того, что все усилия увенчались успехом.
Минимализм? Нет, спасибо
Светлана Подоляк также поделилась своими наблюдениями о предпочтениях наших и зарубежных покупателей.
Дизайнер Светлана Подоляк: Разница между упаковкой на постсоветском пространстве и в Европе отражает различия в менталитете: представления о прекрасном у нас отличаются.
– Наши люди часто отдают предпочтение яркому, вычурному или, говоря молодежным языком, навороченному. Мне не раз приходилось слышать, что этикетка должна быть богатой – с затейливыми узорами, большим количеством деталей, использованием особенных приемов: тиснением золотом, фигурной вырубкой. Упаковка товаров в Европе иллюстрирует обратную тенденцию. Как правило, их дизайн чистый, свободный от всего лишнего. Упаковки очень простые. В то время как многие отечественные производители слово «минимализм» считают чуть ли не ругательным, – говорит дизайнер.
Даже в свободное от работы время она не может не думать о любимом деле.
– Глаз то и дело цепляет интересное дизайнерское решение на полках торговых центров, – говорит моя собеседница.
Есть у нее и своя коллекция упаковок, которые она привозит из командировок и заграничных путешествий. Это позволяет следить за тенденциями в дизайне и помогает в работе. Светлана рассказывает, что близкие подшучивают над этим увлечением, но относятся с пониманием, иногда сами пополняют «сокровищницу».
– Товары фабрики «Витьба» можно найти на полках многих магазинов нашей страны и других государств. Я горжусь, что являюсь частью профессиональной команды, – подчеркивает дизайнер.
Фото из архива Светланы ПОДОЛЯК и «Витебских вестей»