В последнее время в Беларуси принят ряд законодательных решений, раскрепощающих деловую инициативу. Будут ли они достаточными для глобального потепления бизнес-климата в нашей стране? Об этом и многом другом мы поговорили с одним из самых известных в Витебске и не только бизнес-тренеров, бессменным руководителем ОДО «Витебский бизнес-центр», автора оригинальных бизнес-методик Леонидом Шуром.
- Леонид, вы в деловой среде почти 30 лет. Подсчитывали, скольким инициативным людям помогли стать успешными бизнесменами? Говорят, это не так просто, как кажется на первый взгляд…
- Трудно сказать. Каждый год проводится множество семинаров, консультаций, курсов. Но это совсем не значит, что все участники стали успешными предпринимателями. Успех – понятие относительное. Кто-то за счет своего дела содержит семью, а кто-то строит бизнес-центры. В развитых странах, где почти нет госсектора, все так или иначе занимаются предпринимательством. И легко решается вопрос самозанятости. Поэтому предприниматели там – основа, ядро развитой экономики.
В этом плане мы очень уступаем нашим западным соседям. Учим предпринимательству, но в итоге получается далеко не у всех. Тяжело конкурировать с огромным государственным сектором, который при этом зачастую генерирует убытки, тянет деньги из бюджета или занимает доминирующее положение на рынке и повышает цены.
- Что бы вы посоветовали людям, которые хотят заниматься своим делом?
- Рассчитывайте прежде всего на себя. В принципе, базовые условия для начала бизнеса в Беларуси созданы, дело - за собственной инициативой. Нужно постоянно учиться, а главное – быть специалистом в своем деле, любить его. Обязательны также социальные связи, партнеры, которые впоследствии расширят вашу клиентскую базу.
- Какие сферы деятельности сегодня наиболее перспективны для бизнеса, каким должен быть стартовый капитал?
- Опыт показывает, что нередко можно вообще обойтись без стартового капитала, начав даже в минусе. Главное, чтобы бизнес-идея была стоящей. Все сферы могут приносить прибыль, причем чем больше там конкуренция, тем лучше. Значит, это выгодная отрасль. Стоит идти от клиента, его желаний. В этом плане очень перспективна сфера услуг.
- Как скоро можно ждать экономический эффект от Декрета №7 «О развитии предпринимательства» и других подобных документов?
- Для этого нужно время, возможно, не один год. Документы, конечно, могут облегчить жизнь предпринимателей, стимулировать экономику и самозанятость, но вопрос в том, как они будут реализоваться конкретно на местах.
- В какой поддержке, на ваш взгляд, сегодня нуждается бизнес?
- По моей методике «Матрица Шура» рассмотрю четырех основных игроков бизнеса, которые нуждаются в улучшении условий для деятельности.
Новичок или стартапер. Ему нужна менторская помощь, а не платные услуги. Важны простые условия не только при регистрации, но и ликвидации (в том числе банкротстве). Необходимы каникулы по налогам при запуске своего дела, как в других странах.
Действующий бизнесмен. Требуется щадящая тарифная политика на коммунальные услуги, сервис государственных организаций и так далее. Оставляет желать лучшего налоговая нагрузка (например, в этом году в 2,5 раза выросли налоги на недвижимость и землю), высоки отчисления в ФЗСН. Нет и права на ошибку, о котором много говорилось на Всемирной неделе предпринимательства.
Для реализации Декрета №7 требуется масса актов более низкого уровня, при том, что повышена ответственность за нарушения в бизнесе до 200 базовых величин.
Иностранный инвестор. Ему нужно электронное государство с бесплатными чат-ботами вместо чиновников. Он стремится работать в рыночной экономике с минимальным административным вмешательством и не такими высокими социальными нагрузками, а в Беларуси хотят вернуть обоснования цен. Инвестор вкладывает деньги с расчетом забрать больше, а значит, нуждается в снятии ограничений с фондового рынка. Он хочет понимать, что здесь происходит, соответственно, законодательство надо еще быстрее приводить к международным стандартам.
Директор центра поддержки предпринимательства, то есть я. За два последних года мы не получили ни копейки из государственного бюджета на развитие стартап-движения, проведение консультаций и обучения, обновление правовых компьютерных баз, организацию мероприятий для бизнеса и инвесторов, разработку бизнес-планов и так далее.
Коллектив Витебского бизнес-центра делает все, что возможно, за свой счет, но наш подвиг никто не оценит. Поэтому очень хотелось бы увидеть реальное государственно-частное партнерство, о котором много говорят в последнее время. Для успеха белорусского бизнеса нужно единство деловых людей, диалог с властью и, конечно же, общий экономический рост в стране.
- Напоследок немного расскажите о своей бизнес-методике «Матрица Шура».
- Это попытка обобщить свой опыт. Будет четыре книги с таким названием, первую планирую выпустить через пару месяцев. Каждая – это диалоги четырех вымышленных персонажей в социальных сетях. Каждый имеет не только свои психологические черты, но и роли – финансист, бизнес-ментор, лидер, обычный человек. Все очень просто и наглядно. Главная цель – мотивировать людей заниматься бизнесом, не сидеть на месте, развиваться.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.