В ближайшее время на Витебщине предстоит провести инвентаризацию инвестиционного потенциала в разрезе районов и крупных городов, усовершенствовать организационно-экономические механизмы взаимодействия с инвесторами и выйти на новые горизонты работы по поиску ресурсов для поступательного развития территорий.
Такие задачи ставит руководство облисполкома перед региональными управленческими командами для того, чтобы сохранить достигнутую за последние годы положительную динамику по привлечению инвестиций в основной капитал. И речь идет не просто о цифрах ради показателей.
Глава области Николай Шерстнёв постоянно обращает внимание, что инвестиционная активность — это устойчивое развитие регионов, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни населения, восстановление и наращивание производственного потенциала, повышение его конкурентоспособности, формирование комфортной среды проживания. В противном случае можно делать вывод о том, что районная вертикаль не работает на будущее региона.
Поэтому на местах надо модернизировать организационные аспекты взаимодействия с инвесторами, определить и обновить потенциально привлекательные проекты и имеющуюся в регионах ресурсную базу для их реализации. А главное — сделать подобные сведения максимально доступными: эта информация должна звучать буквально из каждого утюга.
По словам председателя комитета экономики облисполкома Анжелики Никитиной, за 7 месяцев в экономику Витебщины привлечено около 1,3 млрд рублей инвестиций в основной капитал, обеспечен темп роста этого показателя 109,4% к уровню аналогичного периода 2018-го.
— С 2016-го в области удалось преодолеть негативную тенденцию сокращения объема инвестирования, за этот период в среднем за год привлекается порядка 1,8 млрд рублей, что примерно на треть больше, чем в предыдущей пятилетке, — отметила Анжелика Никитина, добавив, что в отличие от коммунальных организаций республиканские предприятия по-прежнему слабо привлекают ресурсы в свое развитие.
В последние годы улучшилась технологическая структура инвестиций. Тем не менее остается высоким уровень износа большинства производственных строений, инженерно-транспортной инфраструктуры и оборудования.
Существующий автопарк сельхозорганизаций не соответствует агропромышленным условиям Витебщины, что влечет увеличение затрат на производство единицы продукции и снижает ее конкурентоспособность. В то же время проводить комплексную модернизацию не позволяют накопленные долговые обязательства. В результате предприятия области вынуждены отвлекать на инвестиционные цели собственные средства, что ввиду их органиченности не может обеспечить комплексное решение задач по модернизации и не способно принести существенный эффект в перспективе.
— Сегодня неправильно распылять и без того недостающие оборотные средства на латание дыр вместо того, чтобы внедрить высокотехнологичный инновационный проект, используя все источники финансирования, — уверена Анжелика Никитина. Она привела в пример грамотную инвестиционную работу ОАО «Витебские ковры», на Обольском керамическом и Толочинском консервном заводах.
Однако пока не удается добиться прорыва в привлечении прямых иностранных инвестиций. Нет предложений из регионов (за исключением строительства кардиологического центра в Миорском районе) по проектам государственно-частного партнерства, хотя соответствующее законодательство действует более 7 лет.
Для активизации инвестиционной деятельности облисполком использует механизм государственной поддержки проектов. С 2009 года подписано 213 инвестиционных договоров на общую сумму около 4,2 млрд рублей.
На данный момент реализовано 89 проектов (544 млн руб.), в работе еще 37 договоров, предполагающие привлечение порядка 3,4 млрд руб. инвестиций. Востребованы у инвесторов площадки СЭЗ «Витебск», на долгосрочную перспективу создана особая экономическая зона «Бремино-Орша», где готовится регистрация первого резидента. Ведется формирование инфраструктуры фармацевтического, нефтехимического и кластера по производству композитных материалов, а также IT-кластера. В проработке — создание первой в области отраслевой лаборатории текстильной отрасли. В каждом районе реализуются планы индустриализации.
Иначе говоря, развитие этих территорий и воплощение в жизнь планов возможно только при условии выработки механизма взаимодействия всех органов управления для привлечения инвестиций в создание конкурентоспособных производств, определения источников финансирования и последовательной работы по привлечению ресурсов, констатировала Анжелика Никитина.
Фото из архива «ВВ»