Автор: . Дата создания:

Сельская торговля на Витебщине проходит этап переформатирования. Так как основным сетевым оператором в глубинке остается потребительская кооперация, то задачи по повышению качества и доступности обслуживания приходится решать в первую очередь ей.

В сентябре 2019-го облпотребсоюзпреобразован в Витебское областное потребительское общество. В первом квартале нынешнего года планируется присоединить к нему десять райпо с последующим созданием на их базе семи филиалов — Бешенковичского, Верхнедвинского, Докшицкого, Лепельского, Поставского, Сенненского, Ушачского. В результате реорганизации зоны обслуживания будут перераспределены таким образом, чтобы сохранить присутствие потребкооперации во всех районах области.

Об итогах 2019 года и сегодняшнем дне предприятий потребкооперации мы побеседовали с председателем правления Витебского областного потребительского общества Александром Путято.

— Александр Александрович, с какими результатами потребительская кооперация области вошла в 2020 год? Если можно, выделите ключевые параметры, которые сегодня определяют экономику предприятий союза потребительских обществ.

— Напомню, что правление облпотребсоюза еще в январе 2018 года разработало План мероприятий по повышению эффективности деятельности потребительской кооперации Витебщины, решением облисполкома он был утвержден. Так что в 2019-м мы продолжили реализацию стратегии, направленной на обеспечение финансовой стабилизации наших предприятий. Отмечу, что при этом приходилось не только решать проблемные вопросы в организации работы подведомственных облпотребсоюзу структур, но и нивелировать воздействие внешних факторов, таких как усиление конкуренции, снижение численности населения в зоне обслуживания и так далее.

Выполнение плановых мероприятий позволило получить ожидаемый экономический эффект и добиться финансовой устойчивости, в том числе за счет передачи в аренду объектов торговли и общепита крепким в финансовом плане организациям.

Всего с 2017 года передано в аренду 300 торговых объектов, более 60 автомагазинов, 37 точек общественного питания, что позволило, прежде всего, повысить качество торгового обслуживания, а также оптимизировать расходы, связанные с функционированием неэффективно работающей сети. Кроме того, число убыточных организаций за 2019-й сократилось на три, а сумма убытков по ним уменьшилась на 43%.

Иначе говоря, на данном этапе сформирована относительно устойчивая финансовая платформа для дальнейшего развития системы уже в рамках областного потребительского общества.

— Как модернизируются торговые объекты вашей сети? Что предпринимаете для того, чтобы повысить качество обслуживания, привлечь новых и удержать постоянных покупателей?

— Меры по развитию материально-технической базы отрасли принимаются у нас постоянно. Параллельно проводим ребрендинг сети — некогда разноименные магазины потребкооперации теперь обновляются внешне в едином стиле под общим названием «Родны кут».

При реализации концепции типизации торговых объектов потребкооперации области мы, прежде всего, отрабатываем технологии продаж в магазинах с переводом их на полное самообслуживание. Меняем интерьер и наружный вид объектов, создаем рекламное оформление, модернизируем освещение с установкой светодиодных приборов, точечной подсветки. Все мероприятия направлены на повышение конкурентоспособности торговой сети, в том числе за счет повышения уровня сервиса, формирования ценовых и ассортиментных предложений сельчанам как минимум не ниже городского уровня.

В 2019 году технологии полного самообслуживания с применением паллетной выкладки внедрены в 185 торговых объектах, выполненредизайн торговых залов и фасадов 6 магазинов. Для повышения уровня обслуживания жителей малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, Лепельское, Сенненское и Ушачскоерайпо приобрели 7 модернизированных автомагазинов, оснащенных необходимым холодильным и технологическим оборудованием. Кроме того, отремонтировано 70 объектов, приобретено более полусотни единиц холодильного оборудования.

В нашей системе действует единая программа лояльности «Мой родны кут», скидки предоставляются в 18 автоматизированных торговых объектах, покупатели стали обладателями 3,6 тыс. дисконтных карт. Кроме того, ежемесячно совместно с поставщиками формируется акционный пакет, предусматривающий скидки по широкому перечню товаров.

— То же самое хочу спросить и про общепит…

— Сеть общественного питания потребкооперации включает более 140 заведений. В их числе 10 объектов придорожного сервиса, 18 — специализированных, из которых три брендовых объекта Белкоопсоюза «ЛепимСами» в Докшицах, Сенно и Полоцке, три заведения бренда «Еда & кофе» в Докшицах, Лепеле и Ушачах. Сюда же входят 29 заготовочных цехов (13 кондитерских, 4 кулинарных, 3 рыбных, 9 мясных) и 9 магазинов кулинарии.

Удельный вес предприятий потребительской кооперации в товарообороте общественного питания Витебской области составляет 9%. Оптимизация неэффективно работающих объектов позволила сократить убыточность отрасли в 6 раз.

За последние два года создано 7 современных объектов общепита, в том числе брендовых («ЛепимСами», «Еда & кофе»), заведение с национальной кухней открыто Верхнедвинскимрайпо. Отремонтированы 13 точек общепита Бешенковичского, Докшицкого, Лепельского, Россонского, Поставского и Ушачскогорайпо, установлены 133 единицы нового оборудования, заменена кондитерская печь в Бешенковичскомрайпо.

— Какие из мероприятий по модернизации сети, запланированных на 2020 год, вы можете выделить?

— В соответствии со стратегией развития торговой отрасли мы продолжим ребрендинг магазинов, при этом уделим особое внимание развитию специализированной сети новых форматов «ProЗапас», «Сладкий терем», «Уютный дом», «Садовый центр» и др. Планируется создание брендового объекта Белкоопсоюза «ЛепимСами» на базе магазина «Универсам» в Поставах.

Что касается общепита, то сейчас на базе магазина кулинарии Верхне­двинскогорайпо создается специализированный объект под брендом «Еда & кофе», в планах модернизация четырех действующих заведений общепита на рынках в Витебске и Лепеле.

– Какую производственную деятельность сохранит и планирует развивать облпотребобщество, в том числе какие производственные направления могут дополнительно освоить предприятия потребительской кооперации для улучшения финансово-экономической ситуации организаций?

– На протяжении ряда лет промышленная отрасль облпотребсоюза активно модернизировалась, принимались меры по концентрации и специализации структурных подразделений. Так, создано современное производство продукции квашения, соления и мочения в Поставскомрайпо, реализован инвестиционный проект по организации розлива безалкогольных напитков и минеральной воды в Ушачах (предприятие «Вечелье»).

Для повышения качества выпускаемых хлебобулочных изделий модернизированы хлебозаводы в Бешенковичском, Сенненском и Ушачскомрайпо. Во исполнение поручений главы государства мясоперерабатывающие предприятия переориентированы на выпуск продуктов по национальным или домашним рецептам. Филиал «Шарковщинский консервный завод» унитарного предприятия «Полоцкая универсальная база» освоил производство фруктово-ягодных натуральных вин, содержащих этиловый спирт только естественного брожения.

Приоритетными направлениями в промышленности потребительской кооперации области останутся хлебопечение, производство алкогольной продукции (вин плодовых и фруктово-ягодных), розлив минеральной воды и безалкогольных напитков, переработка плодоовощной продукции.

— Какие еще проекты планируются к реализации для повышения конкурентоспособности организации с учетом специфики Витебщины?

— Одним из важных направлений остается закупка сельхозпродукции и сырья от населения и предприятий-производителей. Заготовительные организации потребкооперации круглогодично закупают излишки выращенной населением продукции (картофель, овощи, фрукты, ягоды, грибы) как для переработки и продажи через собственную торговую сеть, рынки, так и для перерабатывающих предприятий страны и поставки на экспорт. В области выстроена схема организации этой работы, созданы условия сдачи продукции в каждом районе, действуют 84 приемно-заготовительных пункта, также привлекаются свыше 600 магазинов на селе, внештатные заготовители. Так, в сезон массовых заготовок 2019 года дополнительно задействовано более 50 внештатных заготовителей.

Постоянно проводится информирование населения о видах и требованиях к качеству закупаемой продукции, о закупочных ценах, местах расположения приемных пунктов, в том числе организуются «прямые линии».

Для самостоятельной реализации выращенной продукции на кооперативных рынках населению и крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляется около тысячи торговых мест на 20 подведомственных рынках.

Помимо сельскохозяйственной продукции, организации потребкооперации осуществляют заготовку вторичных материальных ресурсов от населения и юридических лиц. С целью увеличения ее объемов и максимального приближения сети к сдатчикам ежегодно открываются новые приемно-заготовительные пункты. Близкая расположенность к сдатчикам обеспечивает удобство для граждан, создает условия для экономии их средств, увеличивая тем самым величину доходов от сдачи вторсырья. Это находит поддержку у населения, повышает наш авторитет на рынке обращения вторичных материальных ресурсов.

Размер чистой прибыли, полученной предприятиями потребкооперации за 11 месяцев 2019 года, превысил 2,1 млн руб., прибыли от реализации – 1,7 млн руб. Рентабельность по чистой прибыли сложилась на уровне 0,63%, рентабельность продаж 0,5%, что в три раза выше показателей 2018 года. Расходы на реализацию удалось сократить на 6,5 млн руб.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.