Автор: . Дата создания:

Проблема выравнивания регионального развития должна решаться комплексно, с акцентом на наращивание деловой активности, привлечение частного бизнеса, который является основным поставщиком доходов местных бюджетов, а значит и ресурсов для совершенствования социальной инфраструктуры. Только так можно минимизировать демографические риски, переломить негативные тенденции перераспределения трудовых ресурсов из регионов в крупные города.

Об этом шла речь на заседании облисполкома при рассмотрении комплексных планов ускоренного развития Полоцкого района и Новополоцка до 2020 года. Тема дифференцированного подъема территорий возникла относительно недавно, но требует пристального внимания и эффективных решений от всей вертикали власти. Необходимость проведения системной региональной политики Президент Беларуси Александр Лукашенко актуализировал еще раз при рассмотрении 22 марта перспектив Барановичского района, поручив выработать меры по ускоренному развитию 11 городов и районов с численностью населения свыше 80 тыс. человек.  В этот перечень вместе с Оршанским вошли также Полоцкий район и Новополоцк. В правительстве за витебские территории отвечает вице-премьер Игорь Ляшенко.

Методическое сопровождение проектных работ проводило Министерство экономики. По словам первого заместителя министра экономики Александра Червякова, комплексные планы ускоренного развития, где четко прописаны проблемы, волнующие население, и пути их решения, должны стать дорожной картой для руководителей различного уровня.

Из благополучия отдельных районов складывается экономика области и страны в целом, отметил председатель облисполкома Николай Шерстнёв. Этим объясняется его требование более глубокой проработки документов с учетом прозвучавших в ходе обсуждения замечаний. Проектирование ускоренного развития территорий подразумевает поиск нестандартных решений, генерирование оригинальных идей и прорывных проектов, которые способны повлиять на благополучие жителей всех регионов Витебщины.

— Каждый план должен давать четкое представление о ключевых проблемах населения и мерах по их решению, точках социально-экономического роста, финансовом обеспечении мероприятий, ожидаемых результатах, в том числе отражать желаемое будущее развития территорий в последующие годы, — подчеркнул председатель облисполкома.

ПОЛОЦК: ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФУНДАМЕНТЕ 

Для ускорения развития Полоцкий район намерен более эффективно использовать имеющиеся плюсы промышленного региона и историко-культурного центра с развитой туристической отраслью. На это и направлено большинство мероприятий комплексного плана, призванного обеспечить новое качество технологических и производственных возможностей и, как следствие, повышение уровня благосостояния граждан.

Как отметил председатель райисполкома Николай Шевчук, в числе конкурентных преимуществ — наличие крупных промышленных предприятий, подготовленных площадок для размещения новых производств, в том числе на условиях СЭЗ «Витебск», высокая инвестиционная активность в регионе. Кроме того, созданный на базе ОАО «Полоцк-Стекловолокно» композитный кластер является  важным фактором привлечения инвесторов, которые привнесут новые технологии, современные модели управления бизнесом, стимулируя тем самым ускоренное развитие Полотчины.

Николай Шевчук особо выделил высокий туристический потенциал района, который складывается из большого количества объектов историко-культурной ценности, разнообразных туристических маршрутов и анимационных программ.

— Комплексный план включает 254 мероприятия по приоритетным направлениям развития экономики региона, а именно: по модернизации, повышению использования промышленного, аграрного и туристического потенциала, наращивания экспорта, активизации предпринимательской инициативы, — сообщил председатель райисполкома. На их реализацию предусматривается направить почти 340 млн рублей.

Более динамичному развитию региона будет способствовать, в частности, реализация почти сотни ключевых инвестпроектов. В их числе комплексная модернизация ОАО «Полоцк-Стекловолокно», внедрение технологии производства сварного решетчатого настила на заводе технологических металлоконструкций, обновление молочного комбината, реконструкцию бывших объектов здравоохранения в охранной зоне под размещение кадетского училища, строительство и модернизация молочнотоварных ферм. Для раскрытия делового потенциала региона будет совершенствоваться инфраструктура поддержки предпринимательства.

К слову, малый и средний бизнес формирует около 50% доходной части районного бюджета и 40% выручки от реализации продукции, работ, услуг. Но это не предел. Председатель комитета экономики облисполкома Анжелика Никитина указала на отрицательную динамику количества субъектов предпринимательства в регионе, а также призвала всех председателей райисполкомов обратить внимание на эффективность работы негосударственного сектора экономики, который является резервом повышения устойчивости регионального развития.

НОВОПОЛОЦК: НОВЫЕ ГРАНИ ПРОМЫШЛЕННОГО ГИГАНТА 

Основные ресурсы ускоренного развития нефтеграда связаны с модернизацией и совершенствованием нефтехимического производства. Как отметил председатель Новополоцкого горисполкома Дмитрий Демидов, стратегическая задача в промышленности — формирование в городе условий для создания производств и предприятий, специализирующихся на выпуске высокотехнологичной химической продукции, ориентированной на внешние рынки.

Отсюда и возможные точки роста — наряду с дальнейшим развитием градообразующего гиганта это привлечение крупных инвесторов и реализация инвестиционных проектов в приоритетных направлениях. Сюда же Дмитрий Демидов отнес развитие кадрового потенциала, создание условий по закреплению молодых специалистов в городе, а также их привлечение из других регионов, стимулирование деловой и частной предпринимательской активности такими экономическими инструментами, как преференциальный режим СЭЗ «Витебск», нефтехимический кластер, использование финансовых средств инновационных фондов и проектов международной технической помощи.

В качестве ключевых проектов 2020 года руководитель нефтеграда выделил создание производства полимерно-модифицированного битума (ООО «Авестра Битумные Материалы»), организацию производств малотоннажной химии, включая объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, на площадке завода белково-витаминных концентратов, строительство детского технопарка на базе дворца детей и молодежи, детсада в 9-м микрорайоне, полигона твердых бытовых отходов, очистных сооружений и системы канализации в Боровухе.

— Развитие инфраструктуры в Боровухе даст возможность строительства около 400 домов усадебного типа, а это — весомый фактор повышения комфортности проживания, к тому же загрузка нашей строительной отрасли, — добавил Дмитрий Демидов. Вместе с тем, для города сохраняют актуальность вопросы снижения зависимости от нефтехимического производства, улучшения экологической обстановки, развития транспортного сообщения. Все это также находит отражение в повседневной повестке местных управленцев.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ НОВОПОЛОЦКА - 2020: 

— темп роста собственных доходов бюджета Новополоцка — 106,4%;  

— номинальная среднемесячная зарплата — 1234/1274 рубля

(в зависимости от ситуации на рынке нефтепродуктов);  

— прирост численности занятого в экономике населения на 0,1%;  

— инвестиции в основной капитал — 351,3 млн руб.  

 

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ПОЛОЦКОГО РАЙОНА К 2020 ГОДУ:

  

— номинальная среднемесячная зарплата — 1050 руб.;  

— темп роста собственных доходов бюджета района — 103,4%;  

— прирост численности занятого в экономике населения на 0,1%;  

— темп роста выручки на одного работающего — 115%;  

— инвестиции в основной капитал за два года — 351,4 млн руб.